Банки считают, что компенсировать кражи они должны полностью

мошеннические операции

Центробанк России предложил поправки в закон «О национальной платежной системе», которые зафиксировали бы общуу сумму возврата средств, подлежащих компенсации вследствие мошеннических операций. Если эта поправка пройдёт, то только банки с низкой технической защитой средств будут возвращать деньги клиенту целиком, остальные должны будут лишь заплатить некую определённую регулятором сумму компенсации. И то в случае, если он сообщит финансовой организации о проблеме в течение суток.

Президент Ассоциации Российских Банков (АРБ) Гарегин Тосунян удивился инициативе Центробанка, поскольку уверен, что возврату должны подлежать все деньги, украденные мошенниками у клиента по вине банка. «Если банк виновен, — подчеркнул он, — то в этом случае кредитная организация должна нести ответственность в полном объеме, а не в пределах какой-то суммы».

Но в том случае, если клиент совершил операцию по собственной вине, банк не должен компенсировать ему украденные деньги, как и происходит на данный момент. «Банк, конечно, тоже может помогать клиентам, например, создать фонд помощи клиентам в таких случаях. — говорит президент АРБ. — Но обязывать невиновную сторону нести материальные потери противоречит здравому смыслу и может привести к повышению тарифов».

Центробанк планирует распространить нововведение и на случаи добровольной передачи клиентом мошеннику кодов и паролей, поскольку именно этот вид операций самый распространённый, он подрывает «доверие к дистанционным финансовым сервисам и кредитно-финансовой системе в целом».

Мошенничество по денежным операциям становится всё большей проблемой по мере развития технологий. 3.2 миллиарда рублей было выведено со средств клиентов по мошенническим схемам в июле-сентябре 2021 года (средняя сумма украденных средств в 2020 году, по данным банка Тинькофф, составила 14 тысяч рублей).

Сейчас решением вопроса мошеннических операций занимаются правоохранительные органы в рамках уголовного делопроизводства, но возврат денег затруднён — их успевают вывести со счетов. Только 8% от украденного, как показывает статистика, можно вернуть. Увеличение срока блокировки подозрительного счёта получателя, по мнению Центробанка, поможет жертве добиться возврата выведенных средств.

Решит ли законодательная новелла проблему с мошенническим выводом денежных средств — сомнительно, поскольку клиенту хочется и наказать мошенника, и вернуть всю сумму, а не наказать свой банк и усложнить себе жизнь увеличением срока операций и тарифов за банковское обслуживание.

Но обсуждение борьбы с мошенничеством только началось — в таком «сыром» виде инициатива регулятора принята не будет, слишком велик скептицизм участников рынка.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку