Единственная работа Донателло в частном владении куплена Италией

Единственная работа Донателло в частном владении куплена Италией

В течение 600 лет терракотовый барельеф Девы Марии работы скульптора эпохи Возрождения Донателло взирал на жителей Флоренции со своего возвышения на фасаде дома 38 по Виа Пьетрапиана. В 2021 году он был приобретён Италией для городского музея Барджелло за внушительную цену в 1.2 млн евро. Точная копия теперь висит на своём старом месте.

«Образ изысканного очарования, Мадонна с виа Пьетрапиана демонстрирует всю выразительную силу Донателло-скульптура и его неизменный гений в изобретении деталей», — восхищается Илария Чизери, куратор музея Барджелло.

Произведение искусства, созданное примерно в 1450-1455 годах, на протяжении веков умудрялось противостоять стихиям и опасности быть украденным, не привлекая внимания экспертов.

Его авторство было впервые подтверждено только в 1986 году британским искусствоведом Чарльзом Эйвери. Считается, что это образец, с которой впоследствии Донателло вырезал ещё несколько рельефов Мадонны. Одна позолоченная терракотовая версия хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а другая, выполненная из мрамора, — в музее Боде в Берлине.

Мадонна Донателло с улицы Пьетропиана
Мадонна Донателло с улицы Пьетропиана

Оригинал висел прямо за углом от галереи Барджелло, где хранятся несколько самых известных работ мастера, в том числе «Давид и Святой Георгий».

Впервые Мадонна была выставлена там в рамках выставки 2009 года, где она была представлена в контексте скульпторов эпохи Возрождения, работавших во Флоренции в 15 веке, таких как Лука Делла Роббиа и Нанни ди Банко. Тогда же авторство Донателло было подтверждено и другими экспертами.

Мадонна оставалась последним шедевром Донателло, находившимся в частных руках. В 2011 году она была объявлена работой, имеющей национальное культурное значение, поэтому, когда в 2021 году её выставили на торги, Италия воспользовалась своим преимущественным правом и приобрела барельеф.

Антонелла Ранальди, суперинтендант Флоренции по археологии, изобразительному искусству и ландшафту, отметила, что Италия не часто пользуется правом преимущественной покупки. Она похвалила директора музея Паолу Д’Агостино за то, что та ухватилась за возможность приобрести драгоценную работу.

«Среди задач музея — сохранение хранящихся произведений, публичная демонстрация, расширение доступности, но также, не следует забывать, расширение собственной коллекции, — сказала она. — Как это случилось в данном случае путём непростой процедуры закупки во благо значимого музея».

Мадонна с улицы Пьетрапиана в зале Донателло, Национальный музей Барджелло
Мадонна с улицы Пьетрапиана в зале Донателло, Национальный музей Барджелло
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку