Национальная библиотека Франции на своём официальном сайте объявила сбор пожертвований на приобретение архива Жака Оффенбаха у наследников младшей дочери композитора.
Невероятная музыкальная одарённость и трудолюбие позволили Оффенбаху стать популярным композитором и автором сотни оперетт. Его Канкан из оперетты «Орфей в Аду» знаком даже очень далеким от мира классической музыки людям.
Интерес Bibliotheque Nationale de France к семейной реликвии семейства Оффенбах продиктован тем, что в нем сохранено множество неопубликованных рукописей и автографов композитора за все время его творчества. В их числе автографы и ранних произведений Оффенбаха, например пьесы для оркестра и произведения для виолончели 1830-х годов, и поздний шедевр композитора – оперетта «Сказки Гофмана» (1880).

Оффенбах учился играть на виолончели с ранних лет и первые опусы как композитор создавал для этого инструмента. Первые уроки игры он получил от отца Исаака, который оставил ремесло переплетчика и зарабатывал на жизнь игрой на скрипке и работой кантором в синагогах. При рождении будущий король оперетты получил имя Якоб, позже сменив его Жаком на французский манер. Семейное трио Якоба, Юлиуса и Изабеллы Оффенбах – детей Исаака – часто выступало в гостиницах и кафе родного Кёльна. Слава молодых людей вскоре позволила отцу найти средства, чтобы отправить их в Парижскую консерваторию.
Жак отучился в ней всего год, достигнув серьезных успехов в сольной игре. Но серьезной карьеры исполнителя ему сделать не удалось. Предпринятое турне по Англии и Германии не принесло ожидаемых результатов, хотя в течение жизни Оффенбах играл в дуэтах с выдающимися пианистами своего времени – Ференцом Листом, Антоном Рубинштейном и Феликсом Мендельсоном.
Молодого музыканта захватывает композиторский путь, но вплоть до 1850-х его деятельность на этом поприще была не слишком успешной. Признание пришло к нему после 1855, когда он открыл театр Буфф-Паризьен и стал писать для него небольшие оперетты.
Великолепная «Баркарола» из оперы «Сказки Гофмана» в исполнении дуэта Хиблы Герзмавы и Ксении Дудниковой
Первым масштабным спектаклем композитора стал «Орфей в аду». Сюжет с гротескным обращением к античности вызвал бурю критики, благодаря чему стал известен далеко за пределами Европы. Во время Всемирной выставки в Париже в 1867 году миниатюрный театр Оффенбаха ломился от высокопоставленных гостей, которые стремились попасть на его оперетты.
С началом франко-прусской войны Оффенбах оказался в сложном положении. Он был родом из Пруссии, которая назвала его предателем. Он жил и работал во Франции, где многие друзья и товарищи в одночасье отвернулись от него. Оффенбах теряет почти все средства и вынужден уехать на гастроли по Европе, а затем в США.
Последний год жизни композитор работает над своим последним произведением – лирико-романтическими «Сказками Гофмана». Он не успел завершить оркестровку и некоторые моменты оперы, уйдя из жизни в октябре 1880 года. Завершенные Эрнестом Гиро, «Сказки Гофмана» впервые прозвучали в Париже в 1881 году и стали посмертной славой Жака Оффенбаха.
Куплеты Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» в исполнении Ольги Перетятько
Жизнерадостные оперетты Оффенбаха наполнены лирикой и юмором и, несомненно, являются национальным достоянием Франции и всего мира. Надеемся, что начинание Национальной библиотеки Франции по сбору средств будет иметь отклик у французов и архив композитора будет передан на хранение в государственную библиотеку.
Нельзя не отметить, что вопросы о передаче наследия выдающихся композиторов и музыкантов из рук наследников государственным и общественным институтам в последнее время поднимаются все чаще. На фоне истории с Оффенбахом можно вспомнить попытки выкупа имения Сенар Рахманинова в Швейцарии. Об этом моменте мы недавно писали, рассказывая об этом имении и связанных с ним произведениях Сергея Васильевича.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения