Вилла Сенар стала для Рахманинова долгожданным домом за границей

Вилла Сенар стала для Рахманинова долгожданным домом за границей

В 1930 году Рахманинов – уже всемирно известный композитор, пианист и дирижёр – устал скитаться по курортам и дачам и купил себе землю в Швейцарии. Этот участок недалеко от Люцерны располагался в особенном для всех музыкантов месте – на берегу Фирвальштедского озера, образ которого, как считается, запечатлел Бетховен в своей «Лунной» сонате.

Рахманинов с большим усердием принялся за обустройство своего родового гнезда. Участок располагался на скале, которую пришлось взорвать. Почти два года шло строительство виллы, планы и чертежи которой композитор разрабатывал вместе с архитектором.

Дом в стиле модерн с террасами и огромными окнами, смотрящими на озеро, внутри повторял родную для Рахманинова усадьбу в Ивановке. Этой русской усадьбой владели родители его супруги Натальи – кузины, в гостях у которой юный Сергей проводил каждое лето, оставшись после развода родителей фактически сиротой. Дружба молодых людей привела к браку, в котором родились две дочери – Ирина и Татьяна.

Сергей и Наталья Рахманиновы. 1925, США.
Сергей и Наталья Рахманиновы. 1925, США.

Имение в Швейцарии назвали Сенар, объединив имена супругов Сергея и Натальи Рахманиновых. Здесь была большая студия для работы, много комнат для всей семьи, изысканная обстановка из старинной мебели. Рахманинов обожал свою виллу и с большим воодушевлением писал здесь свои произведения.

Рабочий кабинет в студии имения Сенар.
Рабочий кабинет в студии имения Сенар.

В первый же год по окончании работы в доме он сочинил, живя в Сенаре, одну из лучших своих вещей — Рапсодию для фортепиано с оркестром. Это было в 1934 году. Следующие два лета в Сенаре он работал и окончил свою Третью симфонию.

Из воспоминаний Натальи Рахманиновой

После отъезда из России в декабре 1917 года Рахманинов-композитор замолчал на долгие годы. Между Этюдами-картинами, ор. 39, датированными 1917 годом, и следующим 34 опусом ,под которым вышел Четвертый фортепианный концерт, пролегает ровно 10 лет. Причиной такого длительного молчания была необходимость заработка. Супруга Наталья вспоминала, что покидая Россию, у них было всего по 500 рублей на каждого члена семьи. Рахманинов должен был содержать супругу и дочерей. Сделать это композиторским трудом он не мог и потому вернулся к пианистической карьере.

Рахманинов-пианист давал по несколько десятков концертов каждый год, имел собственный железнодорожный вагон во время гастролей по США, бесчисленные журналисты следовали за ним по пятам, а поклонники заваливали цветами. И только обеспечив себе и семье достойный уровень жизни Рахманинов смог снова вернуться к сочинению.

За 25 лет жизни в эмиграции Рахманинов написал всего 6 произведений. Одно из них – Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, сочиненная летом 1934 года на вилле Сенар. В основу произведения Рахманинов положил легендарный 24-й каприс для скрипки-соло Николо Паганини, создав на его основе 24 вариации для фортепиано в сопровождении оркестра.

Рапсодия на тему Паганини в исполнении Михаила Плетнёва и Ленинградского симфонического оркестра под управлением Юрия Темирканова. Запись 1983 года.

В этом произведении есть и еще одна знаковая тема. Это мелодия григорианского хорала «Dies irae» («День гнева»), которая вплетается в ткань вариаций и уводит их в инфернальную сферу размышлений о жизни и смерти. Эта тема во многом пронизывает творчество Рахманинова и встречается уже в его Первой симфонии, провал которой на премьере в 1897 году стала подлинной трагедией для молодого композитора и причиной трехлетней депрессии (о способе, благодаря которому гений вернулся к музыке, мы рассказывали в статье «Депрессия. Гипноз. Шедевр»).

Премьера Рапсодии на тему Паганини состоялась в ноябре 1934 года в Балтиморе, США. Партию фортепиано исполнил Рахманинов, сопровождение – Филадельфийский оркестр под управлением дирижёра Леопольда Стоковского. Вскоре после премьеры исполнители записали произведение в студии. Как 24 декабря 1934 года Рахманинов играл свою Рапсодию можно послушать на сайте Сенар, посвященном жизни и творчеству композитора.

Вилла Сенар в 1939 году.
Вилла Сенар в 1939 году.

После начала Второй Мировой войны Рахманиновы более не возвращались сюда полным составом. Сергей Рахманинов скончался в 1943 году в своем доме в Беверли-Хиллз. Вернувшись на виллу после окончания войны, Наталья говорила, что он был бы счастлив увидеть, как выросли посаженные им деревья.

Вилла Сенар в апреле 2022 года перешла в собственность кантона Люцерн. О покупке виллы стали говорить после смерти внука композитора Александра Рахманинова, который в 2000 году учредил Фонд Рахманинова и до своей смерти в 2012 был собственником имения. О приобретении виллы в собственность России ходатайствовал Денис Мацуев, примерная стоимость покупки составляла порядка 640 миллионов рублей. Владимир Мединский, пребывавший на посту министра культуры во время бурного обсуждения судьбы виллы, говорил, что сделка осложнялась желанием правопреемников распродавать имущество знаменитого прадеда по частям, что не входило в планы Правительства.

Вилла Сенар должна стать культурным и образовательным центром, мероприятия в котором будет проводить Фонд Рахманинова.
Вилла Сенар должна стать культурным и образовательным центром, мероприятия в котором будет проводить Фонд Рахманинова.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку