Греция вернёт фризы Парфенона надолго, но не навсегда

Великий Байрон два века назад требовал возвращения грекам фризов Парфенона, неправедным путём вывезенных из страны и отданных на хранение (проданных) в Британский музей. Поэт погиб за свободу народа, наследие которого свято чтил, но ни он, ни его единомышленники в Греции и в мире не смогли добиться возврата Греции её культурных ценностей. Сегодня, однако, страна может получить фризы назад. Пока не навсегда, но на длительное время греки будут наслаждаться творениями Иктина и Калликрата в полноте.

Сначала греческие СМИ, а теперь и британская газета The Telegraph сообщают, что мрамор Парфенона может быть «скоро» передан Греции в рамках долгосрочного кредита (точнее, «культурного обмена»), условия которого в настоящее время обсуждаются в процессе тайных переговоров между Британским музеем и Афинами. С британской стороны их проводит президент музея и бывший министр финансов Великобритании Джордж Осборн, с греческой — премьер-министр Кириакос Мицотакис.

Не то чтобы преемник Бориса Джонсона изменил официальную позицию Лондона, просто под напором греков британцы нашли призрачный компромисс, который не предусматривает полноценной реституции шедевра. Кабинет Риши Сунака использует формулу, при которой он не становится предателем национальных интересов и не признаёт ошибки лорда Элгина, но и не отказывает грекам в удовлетворении их справедливых требований, как это делал потомок Фёдора Тютчева опальный премьер-министр.

Этот жест, если он превратится в реальное соглашение, не приведёт к полному урегулированию проблемы, поскольку греки будут биться за мрамор Парфенона до конца. Недаром страна «напрягала силы, недаром потрясала брань Олимп и Пинд и Фермопилы», как писал великий русский поэт А. Пушкин, в борьбе за свою культурную свободу и идентичность. Однако на некоторое время острота вопроса притупится.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку