20 февраля 1877 года – 145 лет назад – впервые на сцене Большого театра был представлен балет «Лебединое озеро» с бессмертной музыкой Чайковского и вполне посредственной (по оценкам историков балета) хореографией Венцеля Рейзингера. Интересные факты об одном из наиболее известных балетов мира – в этой подборке выходного дня.
Факт №1. Вдохновленный замком и «Лоэнгрином»
Считается, что вдохновение пришло к композитору во время посещения Баварии в 1876 году. Там он увидел замок Нойшванштайн, название которого с немецкого переводится как «Лебединый замок».

Другим источником вдохновения могла стать опера «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера (об истоках этой романтической оперы мы рассказывали на этой неделе). Чайковский восхищался творчеством Вагнера и посещал Байрейт – оперный театр Вагнера в Баварии, чтобы собственными глазам увидеть цикл из четырех опер «Кольцо Нибелунга».
Вынес я впечатление о поразительной красоте, особенно симфонической, удивление к громадному таланту автора, его небывало богатой технике…
П.И. Чайковский. Сборник «Музыкальные критические статьи»
Фактически балет был заказан композитору дирекцией Императорских театров, которая и выбрала сюжет. Хотя чуть ранее Чайковский создал произведение для детского театра под названием «Озеро лебедей». Но скорее всего этот сюжет тогда, как говорят, витал в воздухе.
Факт №2. Балерины в перьях
Сегодня это кажется странным (даже комичным), но в первой постановке Рейзингера исполнительница Одетты-Одилии (их традиционно танцует одна балерина), а также весь кордебалет лебедей были в костюмах… с настоящими перьями!
Впечатления об этом достаточно емко изложены в Санкт-Петербургских ведомостях:
Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей. К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду.
Факт №3. Провал на премьере
Цитата из прессы вполне правдиво отражает то настроение, с каким публика встретила первое исполнение «Лебединого озера». Балет провалился. Виной этому была и посредственная хореография, и нелепые костюмы и весьма ироничное либретто. Его создавал Владимир Бегичев, управляющий Императорскими театрами, в духе своего времени: балет мыслился как череда танцев с незамысловатым сюжетом.
Стоит отдать должное Чайковскому. Он подошел к созданию своего первого балета как профессионал и тщательно изучил все требования танцоров и хореографов к музыкальному сопровождению. Танцевать под музыку Чайковского было чрезвычайно удобно: она учитывала все акценты и темпы, нужные для тех или иных движений. Но на этом фундаменте Чайковский создал настолько захватывающие музыкальные темы, которые сделали балет шедевром спустя годы в более удачных постановках.
О фиаско и триумфе другого великого сценического произведения – опере Пуччини «Мадам Баттерфляй» — мы также рассказывали на этой неделе. Прочитайте, если пропустили этот материал в ленте.
Факт №4. Как изобразить лебедя без перьев
Отказ от излишней бутафории в сценических образах лебедей внесли выдающиеся балетмейстеры Императорских театров Лев Иванов и Мариус Петипа, которые готовили вторую постановку балета в 1895 году уже после скоропостижной кончины Чайковского в 1893 году.
Взамен перьевого облачения балетмейстеры ввели в балет одну из главных «фишек» его хореографии – удивительную пластику рук. Этот прием далее усилила и закрепила выдающаяся балерина, балетмейстер и педагог Агриппина Ваганова.

Факт №5. Танец маленьких лебедей
Эта танцевальная миниатюра неизменно срывает овации публики. В первой, композиторской редакции балета этот номер обозначен как Pas de Quatre (Танец четырех) и располагается в заключительном IV акте. При подготовке версии 1895 года Мариус Петипа и Лев Иванов перенесли этот номер во II акт и создали для него ту хореографию, которую сейчас знают даже очень далекие от балета люди.
К слову, движения начинающих лебедей не отличаются простотой. По традиции в театре на эту партию выпускают начинающих перспективных танцовщиц, которые могут справиться с техникой исполнения. Номер длится чуть менее 2 минут, но требует предельной отточенности движений.
В завершении подборки предлагаем к просмотру так называемый «Белый акт» из балета «Лебединое озера» в редакции Алексея Мирошниченко на сцене Пермского театра оперы и балета.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения