Фиаско и триумф великих произведений: опера «Мадам Баттерфляй»

Фиаско и триумф великих произведений: опера «Мадам Баттерфляй»

Музыкальное искусство хранит немало историй о грандиозных провалах великих произведений. Сегодня мы безоговорочно причисляем их к шедеврам, но на премьерах они были освистаны. Стоит отдать должное их создателям: несмотря на противодействие публики, они довели свои творения до совершенства и сегодня мы наслаждаемся ими без тени сомнения.

Опера Джакомо Пуччини (1858 — 1924) «Мадам Баттерфляй» была создана композитором после триумфа его более ранних опер: «Манон Леско», «Богемы» и «Тоски». Композитор какое-то время находился в мучительном поиске нового либретто и даже многозначительно подписывал письма своему издателю как «Ваш безработный композитор».

Идея обратиться к «японской» тематике не была нова. В 1893 году в Париже была поставлена опера Андре Мессаже на основе автобиографического романа «Мадам Хризантема» Пьера Лоти. В 1898 году в Римском оперном театре впервые прозвучала опера «Ирис» Пьетро Масканьи, главной героиней которой была гейша.

Пуччини по рекомендации друзей посетил спектакль в лондонском театре. Пьеса «Мадам Баттерфляй» американского драматурга Девида Беласко (1853 – 1931) шла, естественно, на английском языке, которого Пуччини не знал. Это не помешало композитору оценить сюжет. После постановки он отправился к Беласко с предложением сделать на основе пьесы оперное либретто. По воспоминаниям Беласко, Пуччини был «темпераментным итальянцем», который бросился ему на шею со слезами на глазах. Отказа быть не могло.

За создание либретто на основе пьесы Беласко приступили Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Первоначально либреттисты предложили композитору сделать 3 акта, но Пуччини настоял на сокращении до двух. Как показала история, первоначальный трехактный вариант все-таки оказался более верным ходом. Но история уже пошла по другому пути.

Первое исполнение оперы состоялось в Миланском театре «Ла Скала» 17 февраля 1904 года. После успеха «Манон», «Богемы», «Тоски» Пуччини ожидал от публики, по меньшей мере, теплого приема нового оперного сочинения. Такого же мнения придерживалась оперная труппа, оркестранты и многочисленные сопровождающие постановку лица. На премьере присутствовала вся семья композитора и его самое близкое окружение.

Звездой премьеры была исполнительница главной партии – итальянка Розина Сторкио (1872 — 1945), обладательница лирического колоратурного сопрано. Одна из наиболее выдающихся оперных исполнительниц своего времени, Сторкио блистала на сценах театров Милана, Берлина, Парижа, Нью-Йорка и Москвы. Ее партнерами по сцене были Энрико Карузо и Фёдор Шаляпин. Ей восхищался Артуро Тосканини – есть свидетельства, что их связывала не только творческая дружба, но и достаточно близкие личные отношения.

Портрет Розины Сторкио в костюме Чио-Чио-сан. Милан, 1904. Фотография из коллекции Archivio Storico Ricordi.
Портрет Розины Сторкио в костюме Чио-Чио-сан. Милан, 1904. Фотография из коллекции Archivio Storico Ricordi.

Вместо ожидаемого успеха «Мадам Баттерфляй» столкнулась не просто с равнодушием. Это был «ужасный провал». Часть публики все-таки благодарно аплодировала, но другая ее часть свистела, топала ногами и даже пыталась заставить замолчать тех, кто остался доволен новой постановкой. Во время премьеры часть итальянских зрителей без стеснения вслух обсуждали постановку, давая разным сценам нелестные комментарии. Когда порыв ветра из-за кулис слегка приподнял платье Чио-Чио-сан, кто-то из зала громко крикнул: «Баттерфляй беременна!», и зал разразился смехом.

Пуччини отреагировал на провал мужественно. Невзирая на крупную неустойку, которую ему пришлось выплатить театру, он забрал партитуру и отменил второй показ оперы. Композитор взялся за свое творение снова и внес в него множество изменений. В первую очередь, он превратил двухактную оперу в трехактную, все-таки разделив на два действия второй чрезмерно длинный акт.

Вторая постановка «Мадам Баттерфляй» в новой редакции состоялась всего через три с половиной месяца после провала первой – 28 мая 1904 года в Театро Гранде в итальянском городе Брешия. В главной партии на премьере новой редакции оперы выступила сопрано из Галиции Саломея Крушельницкая (1872 – 1952), имя которой сегодня носит Оперный театр во Львове. Успех оперы был грандиозный: артистов и композитора после завершения постановки семь раз вызывали на сцену. В благодарность за исполнение партии Пуччини подарил Саломее свой портрет. На его обороте он написал: «Прекраснейшей Баттерфляй».

Саломея Крушельницкая в роли Чио-Чио-сан. Источник: www forgottengalicia com
Саломея Крушельницкая в роли Чио-Чио-сан. Источник: www forgottengalicia com

Розина Сторкио блистала на европейских и американских сценах до 1923 года. В возрасте 51 года ее голос стал слабеть – сказались возрастные изменения. Певица нашла в себе силы закончить карьеру и перейти на работу учителем пения. Последнее выступление великой Сторкио состоялось в Барселоне. Для прощания со сценой она выбрала партию Чио-Чио-сан в опере Пуччини.

Познакомиться с кратким содержанием и музыкой этой великой оперы вы можете в проекте «Либретто» телеканала «Культура». Это один из анимационных фильмов, созданных на основе известных опер и балетов, с использованием наиболее ярких музыкальных тем.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку