Леопарды стреляют в русских, а Москва возвращает Германии картины?

Леопарды стреляют в русских, а Москва возвращает Германии картины?

Фонд «Прусские замки и сады Берлин-Бранденбург» сообщает, что картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция», вывезенная из Германии во время Великой Отечественной Войны, арестована в России и ждёт репатриации на родину.

Картина «Тарквиний и Лукреция» (1610-1611), приобретённая королём Пруссии Фридрихом I, до войны висела в галерее дворца Сан-Суси в Потсдаме. В 1942 году полотно было перенесено во дворец Райнсберг, чтобы защитить его от возможных бомбардировок, но в 1945 году оно пропало.

Картина изображает изнасилование римской аристократки сыном римского царя, за которым потом последует разоблачение преступника, самоубийство женщины, свержение царской семьи и установление республиканского правления. Работа считается одним из самых значительных произведений Рубенса.

Общественный фонд «Прусские замки и сады Берлин-Бранденбург», созданный после воссоединения Германии в 1994 году и управляющий историческими зданиями региона, сообщил, что картина арестована по запросу о правовой помощи после дипломатических переговоров на высшем уровне с Россией.

«Это первый шаг к возвращению этого чрезвычайно важного шедевра не только для прусских дворцов, но и для всего мира искусства», — говорится в заявлении главы фонда Хартмута Доргерлоха, в котором он благодарит российские власти.

В Россию (тогда СССР) картину привёз подполковник Советской армии Борис Петрович Дорофеев. По словам его дочери, её отец квартировал в доме любовницы Геббельса, откуда он привёз её кровать и картину, висевшую над ней, с соблюдением всех формальностей и уплатой необходимых налогов.

Немецкая сторона опровергает версию о «доме любовницы Геббельса» и считает её выдумкой с целью обеления происхождения картины.

Согласно данным немецкой стороны, эвакуация и транспортировка картин из Сан-Суси, включая и «Тарквиния и Лукрецию», как и их благополучное прибытие в Рейнсберг, подтверждаются соответствующими инвентарными ведомостями и протоколами.

29 апреля 1945 года замок Рейнсберг занимают отряды Красной Армии. В середине мая туда прибыла трофейная комиссия во главе с членом-корреспондентом Академии наук Виктором Лазаревым — знаменитым учёным, одним из основателей советской школы искусствознания. Он лично осматривал картины и отбирал наиболее ценные для отправки в Россию: Караваджо, Ван Дейка, менее значимые работы Рубенса. «Тарквиния и Лукреции» в его списке нет, но пропустить шедевр такого класса он не мог. Вероятно, картина пропала раньше.

Российская прокуратура уже однажды арестовывала картину, однако в январе 2004 года признала сделку по приобретению Рубенса законной, а Владимира Логвиненко — добросовестным приобретателем картины.

Прежде чем попасть к нему, шедевр прошёл через несколько рук.

Когда с полотна начала осыпаться краска, дочь офицера продала его, сложенное в несколько раз, анонимному коллекционеру за 800 долларов. Тот продал картину другому анониму за 28000 долларов, у которого она была куплена антикваром Александром Дадиани за полмиллиона долларов. В 1999 году новым владельцем картины стал Владимир Логвиненко, купивший её по некоторым данным за 3.5 млн долларов, и отреставрировавший её.

Судебная тяжба Германии за шедевр началась в 2003 году, когда Логвиненко через посредника решил поинтересоваться, возместят ли ему расходы по реставрации, если он вернёт картину немцам.

Нынешняя новость об аресте появилась после того, как немецкая DW сообщила, что Потсдамский окружной суд в Германии постановил, что Владимир Логвиненко «не является владельцем картины» по апелляции, которую он подал в 2021 году, чтобы признали его права на картину.

Вернут ли картину немцам и когда неизвестно. А пока немецкие танки вновь стреляют в русских солдат. Правильно ли это делать сейчас или вообще когда-либо, учитывая, как Европа ведёт себя с нашими активами за рубежом?

Впрочем, фонд сейчас заявляет его не правильно поняли, они не знают арестовали ли картину.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку