Между землёй и небом: от Рембрандта и Гойи до авангарда

Между небом и землёй: от Рембрандта и Гойи до авангарда

Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) решил показать, как художники различных эпох отражали в своём творчестве социальные и личные перипетии и какой духовный выход из них предлагали обществу. Амбициозную задачу помог решить вид графики — офорт, возведённый голландским художником Рембрандтом ван Рейном до уровня высочайшего искусства.

Офорт — вид гравюры на металле, который появился в Европе в начале XVI века. Он получил своё название от «твёрдой воды» (фр. eau-forte) — лака, которым покрывали металлическую пластину и на который затем воздействовали кислотой.

С офортом работали Альбрехт Дюрер и его современники, но только в XVII веке благодаря Рембрандту техника пережила свой расцвет.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Три дерева. 1643. Офорт, сухая игла, резец
Рембрандт Харменс ван Рейн. Три дерева. 1643. Офорт, сухая игла, резец

Голландец создал свои первые офорты в 1639 году в Лейдене, затем в Амстердаме усовершенствовал технику только ему известным методом (с помощью мягкого «лака Рембрандта») и использовал её на протяжении всей жизни.

Рембрандт создал мягкий лак, который обеспечивает большую гибкость и свободу рук, в отличие от твердого лака, применявшегося мастерами Флоренции и Венеции и используемого, в частности, Жаком Калло.

Офорты помогли художнику заработать денег от продажи произведений, однако он сумел сохранить качество своих работ, в том числе передавая в офортах глубокую светотень, непревзойдённым мастером которой он являлся.

Рембрандт затрагивает в графике те же библейские, античные и бытовые темы, что прославляют его в живописи. Его гравюры приближаются к картинам по мастерству и он стремится выплеснуть в своём графическом творчестве всё, что волнует его душу и тревожит дух христианина.

Высокая планка, заданная голландским художником для офорта, находила понимание у представителей других эпох и направлений в живописи.

Свой мятежный дух в ней стремился передать другой великий художник и верующий христианин — Франсиско Гойя, который из-за своего новаторства в офорте едва не стал последней жертвой испанской инквизиции.

Что побудило любимца испанского короля, недовольного тяготами жизни в Испании и наступившей реакцией, сделать резкую карикатуру на церковную и светскую жизнь? Его серия офортов, получившая название «Диспаратес» («небылицы», а правильнее «выходка») стала изюминкой выставки «Между землёй и небом».

Лист «Способ летать» (вверху статьи) — один из невиннейших в этой серии, наполненной размышлениями о жизни. Всегда подписывавший и объяснявший свои творения для зрителей Гойя не потрудился подписать некоторые из своих скандальных листов.

Грустные размышления о смешном и трагичном, о греховном и нравственном, о бесовском и святом исходили из глубин этой загадочной испанской души и делались исключительно для личного употребления. Гойя раздавал их друзьям или оставлял при себе, так и не дерзнув опубликовать «Выходку» при жизни. Она была впервые показана в 1864 году.

Российские художники заимствовали у великих европейских художников их серьёзный подход к офорту и переняли эстафету постановки вопросов бытия. В качестве примера такой преемственности ГМИИ предлагает посетителям взглянуть на работы художника-экспрессиониста Василия Чекрыгина и нонкомформиста Эдуарда Штейнберга.

Первый отразил в них восприятие неспокойной русской общественной жизни первой четверти XIX века, второй показал спокойную с виду, но трагичную по существу советскую деревенскую жизнь XX века.

Оказалось, что офорт прекрасно передаёт авторский стиль, к какой бы стране, эпохе и направлению художник ни принадлежал. Ему подвластно изображение и библейских страстей, и бренности человеческой жизни. И Средиземноморье, и Европа, и Россия — весь мир.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку