Национальный праздник Испании и человеческое достоинство

Хуан Карлос I

День испанской расы, празднуемый ежегодно 12 октября — это национальный праздник Испании, о котором я подробно уже писал. Сегодня мне хочется поговорить об этом снова и начать разговор о самом значительном национальном празднике Испании издалека.

 

Моя бабушка Анна Васильевна Павлова — племянница Нобелевского лауреата по физиологии, в рамках борьбы за мою культурную направленность (пытаясь сделать меня правоверным русским) говорила: «Чтобы стать счастливым, надо утром за завтраком слушать Первый концерт Чайковского или Второй концерт Рахманинова, а за послеобеденным чаем, в пять часов вечера, слушать Э. Грига «Одинокий странник».

Я по мере сил следую её установкам, не забывая о том, что я — этнический испанец, родившийся в семье испанца. Мой первый  родной язык — испанский, а только второй — русский.

Я закончил первую в Москве испанскую школу. а дома меня воспитывали в традициях гастрономии, культуры, религии и литературы Испании. Также с 10-летнего возраста мне довелось каждые два года ездить в испанскую часть семьи, и так продолжалось до 25 лет.

Чтобы быть и оставаться испанцем, не обязательно всю жизнь жить в этой стране. Многие испанцы, стяжавшие славу своей страны, родились и всю жизнь (или большую её часть) жили за границей. Достаточно вспомнить президента Королевской академии испанского языка Клаудио Санчеса-Альборноса, вынужденно жившего в Аргентине, или главу Ордена иезуитов Педро Аррупе, всю жизнь прожившего в Йокагаме,

Великий учёный Мигель Унамуно — дважды номинированный на Нобелевскую премию баск, которую её не дали по политическим мотивам, всю жизнь прожил в Саламанке и никогда не писал по-баскски, хотя всё его творчество было направлено на судьбу своей исторической родины.

Самое выдающееся открытие в палеолингвистике — история языкознания, за последние два века было сделано племянником Наполеона Луи Бонапартом. Он доказал, что баскский язык — единственный ностратический язык, древнее санскрита и является доиндоевропейским языком. Тем самым он перечеркнул теорию Гумбольта о происхождении баскского языка из семьи семито хамитских.

Хотя я чту культуру, историю и национальные праздники России, самое главное ежегодное событие в моей жизни — это праздник 12 октября, даже не потому, что это праздник — напоминание о Христофоре Колумбе и о важнейшем событии в мировой экономике, перевернувшем весь мир вверх тормашками, а потому, что этот праздник-напоминание о человеческом достоинстве.

Не может быть человек стат погрешностью. Даже не может быть частью населения или единицей плотности населения. Россия — это страна испанцев, но это страна и бурятов, и даже страна русских, которых здесь осталось ещё не менее 60 миллионов.

Политологов в России немерено, экономистов ещё больше. Они могут говорить с пеной у рта, до скончания века о тяжелой судьбе своего народа, однако 12 октября 1975 года я помню хорошо — мне было 20 лет.

Не будем забывать, что в Испании половина населения находилась в своеобразном ГУЛАГе. Каждый раз, когда мы приезжали в эту страну, мой отец должен был как штык являться в полицейский участок как свидетельство того, что он не ушёл в горы и не присоединился к остаткам «Маки».

Через месяц генерал Франко умер, находясь у власти в своей стране половину срока, который в России правили большевики — 40 лет. Тогда никто, включая руководство единственной в то время партии в Испании — коммунистической, не верил, что в Испании в условиях демократии может существовать монархия, да ещё поставленная на правление генералом-душегубом.

Демократия наступает в тот момент, когда у человека не на бумаге, а в голове появляется понятие о собственном достоинстве, даже не о достоинстве собственного народа или этноса.

12 октября — это праздник, который напоминает о том, что Христофор Колумб открыл Новый Свет для процветания человечества, а вовсе не для того чтобы там появлялись Самосы, Стресснеры, Фульхенсио Батисты, которых потом надо свергать и убивать, чтобы хоть как-то дышалось легче.

Напомню. что король впервые приехал в Испанию в возрасте 11 лет на приём к всемогущему генералиссимусу, это был 1947 год. Тот одел на себя самый яркий, пышный мундир с золотыми эполетами: он хотел произвести впечатление на скромного юношу., и чтобы унизить малыша, спросил, в надежде, что тот ему ответит невпопад: «Как себя чувствует Его королевское высочество граф Барселонский, ваш отец?».

Мальчик, неопытный в протокольных играх, нашёлся и ответил с достоинством: «Спасибо, Ваше превосходительство (даже не Высокопревосходительство — прим. ред.), Его королевское величество мой отец чувствует себя хорошо!». Стало понятно, что из этого мальчика будет прок.

Сегодня на бедного пожилого человека — короля Хуана Карлоса I Бурбона-и-Бурбона, с лёгкой руки неблагодарных членов его семьи, не понимающих что творят, навешали 101 навет. от незаконной охоты в Бурунди до легкомысленных связей с принцессами из второстепенных владетельных домов Европы, забывая о том, что именно он вопреки всем советам и следуя курсом против течения, предложил Торкуато Фернандесу де Мирандо — председателю кортесов, дать ему три кандидатуры для беспрецедентного проведения «корабля Испания» в порт. Да так, чтобы пройти между Сциллой и Харибдой.

Король всего-навсего из трёх кандидатур выбрал верную — герцога Кадисского Адольфо Суареса.

Многие были недовольны — но это нормально. Это было сделано без всяких провокаций и политических убийств, массового истребления населения  и геноцида; в целом вся договорённость между Плата Хунтой и Плата Формой — двумя оппозиционными объединениями, была соблюдена!

Адольфо Суарес был также примером человеческого достоинства. Он создал демократическую Испанию и не взял ничего в свой карман. Уже будучи тяжело больным и в отставке, политик не имел даже средств на собственное лечение: ему дал деньги король из собственного фонда.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку