«Расстрелять не было повода, терпеть было невозможно»

"Расстрелять не было повода, терпеть было невозможно"

29 сентября 1922 года от пристани отошёл знаменитый пароход, на борт которого взошли десятки человек — первая партия двух сотен выдающихся русских интеллигентов, подлежащих высылке из страны. Это были те, кого боялась новая власть.

Русские профессора возмущались «реформами» в стране и, в частности, в высшем образовании. Тем, что им надлежало в первую очередь принимать на учёбу коммунистов, рабочих и прочие категории лиц, а других — по остаточному принципу. Гуманитарные факультеты упразднялись, внедрялись новые методы в преподавании — и за этим надзирали специально делегированные чекисты (военные комиссары) с полномочиями ректоров.

Автономии ВУЗов пришёл конец, а зарплата профессоров стала ниже прожиточного минимума и выплачивалась раз в квартал.

В 1921 году Съезд русских академических организаций принял обращение к миру, привлекая внимание к расстрелу 27 профессоров, а также к массовым голодным и вынужденным смертям среди них (так умер каждый четвёртый русский академик).

А в 1922 году отважные профессора направили открытое письмо большевистским вождям о грядущей гибели высшей школы вслед за средней, где предрекали будущее отставание страны от развитых стран на несколько сотен лет и геополитический крах России.

Вскоре последовал ответ новых властей. Акция, получившая впоследствии название «Философский пароход» — политическая акция беспрецедентного масштаба, растянувшаяся на целый год.

«Обербургомистр Хакен» — это лишь первый пароход. Затем их было не менее пяти, и большое количество поездов.

Об этом эпизоде в новейшей истории России написано-перенаписано! А мы сегодня хотим поговорить даже не о самой акции, а о том колоссальном значении русской творческой и технической интеллигенции в жизни гражданского общества и в промыслительной дихотомии «власть-деньги».

Знаменитая фраза Троцкого: «Расстрелять не было повода, а терпеть их было невозможно» вызвала более сильную реакцию у Ульянова-Ленина, задумавшегося о том, что русскую интеллигенцию не всю надо расстреливать, но следует придумать показную более гуманную форму заткнуть им рот: выслать из страны.

Насколько это было «гениальное» изобретение — высылка интеллектуальной элиты, судите сами. То, что это были сливки науки, искусства, спорта и экзистенциальные явления жизни России, показывает уже только список имён.

Что побудило Ульянова-Ленина придумать такую «гуманную» акцию? Высылку учёных с мировым именем с одним комплектом кальсон без обручальных колец, без книг и поклажи. Разумеется, им нельзя было вывозить ни денег, ни что-либо, что можно было продать и на это существовать. Но речь шла не только о банальном воровстве.

Акция была ответом на знаменитый пароход из США, на котором в Россию прибыла группа около 150-200 человек (данные различаются из-за недостоверности источников) людей, не лояльных к американскому правительству: социалистов, социал-демократов, анархистов и вообще тех, кто испытывал глубокую симпатию к русской революции.

Нельзя сказать, что акция была беспрецедентной. Случаев высылки оппозиционеров из страны в истории пруд пруди. Дело не в этом. Но отличие 29 сентября 1922 года от других состоит в том, что люди, уехавшие на этих пароходах и поездах в прямом, а не в переносном смысле подняли Европу, а затем и весь мир.

Уровень технической оснащённости западной науки вырос кратно. Достаточно привести пример с Сикорским и Зворыкиным: первый создал сверхсовременную авиацию, которая лишь в начале 1930х пришла в Россию, а второй — телевидение, которое до этого изобрёл академик Иван Павлов.

Что касается экономики, философии и в целом гуманитарных наук, то Запад до сих пор должен в ножки кланяться большевикам и целовать след от их обуви в благодарность за то, что западная наука претерпела взлёт и подняла всю европейскую цивилизацию.

Уровень философии на Западе вырос так, как Древний Египет по отношению к хеттам. Экономика познала такие высоты, до которых она бы иначе шла ещё лет 100 (об этом пишет Джон М. Кейнс). Что касается прикладных гуманитарных дисциплин, то до «Философского парохода» на Западе их попросту не существовало. Такой учёный, как Питирим Сорокин, создал 16 дисциплин обществоведческого цикла: до теории статистики до социологии как отдельно стоящей дисциплины.

Огромное количество университетов, школ, кафедр, дисциплин и направлений научных изысканий было создано, чтобы укрепить западную антибольшевистскую цивилизацию. Практически вся промышленность Германии, Англии и Франции в 1930-1940 годы поднималась русскими, бывшими либо руководителями производств, либо учёными, либо непосредственными исполнителями, инженерами и конструкторами.

Все ядерные исследования, ракетостроение, кораблестроение, авиастроение, — все теоретические закладки общефилософских подходов к экономике, строительстве промышленности — всё было заложено благодаря большевикам.

Список достижений русской науки за рубежом в результате высылки специалистов поистине огромен. Появляются даже досужие домыслы, что за философским пароходом стояла костлявая и волосатая длинная рука с длинными закручивающимися в колесо ногтями — рука империализма, которая дотянулась аж до главного штаба большевиков — Совнаркома во главе с Лениным.

Анекдот в том, что сами большевики совершили беспрецедентный подарок всему западному миру, который сейчас, через 100 лет, показывает всей мировой цивилизации беспрецедентно высокий уровень российской науки, о которой Запад и вообще весь мир до тех пор только догадывался.

Учёные сегодня бьются над вопросом, который, похоже, так и не будет иметь рационального ответа: как получилось, что разведки мира пытаются выманить, либо поймать на медовую ловушку, либо подкупить за большие деньги крупных учёных (инженеров, конструкторов, экономистов, гуманитариев) — а тут всё это было получено просто так…

Если кому-нибудь сейчас рассказать, что 29 сентября 1922 года коллективному Западу были подарены триллионы долларов и он был укреплён так, что щит против большевистской угрозы действует и по сю пору, и большевики это совершили по недомыслию — он не поверит таким словам.

Лозунг большевиков: «Нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики» говорит что-то вроде: «Сама садик я садила, сама буду убирать». Они сами создавали себе препятствия, которые с большей или меньшей удачей преодолевали и продолжают преодолевать сегодня.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку