«Тайна Распутина» у Розовского

«Тайна Распутина» у Розовского

К 85-летнему юбилею своего любимого художественного руководителя — Марка Григорьевича Розовского, «Театр у Никитских ворот» представил в апреле целый ряд самых разнообразных, значимых и популярных мюзиклов, созданных им самим.

Если говорить об одном из них – «Тайне Распутина», — то эта, не совсем привычная для такого жанра масштабная постановка, посвящена трагедии огромного государства. Главная роль в ней принадлежит Григорию Распутину, — личности неоднозначной, — одной из самых мистических в истории России, оказавшей большое влияние на царскую семью, их окружение, да и на многих представителей из разных слоёв российского общества.

Вокруг жизни и деятельности этого неграмотного «старца» из народа споры не утихают до сих пор. Кто же он был на самом деле? – Шарлатан? Маг? Целитель? Христианский «мистик»? Шпион?.. Почему был допущен к влиянию на государственные дела, а женщины высшего света не могли устоять перед этим диким, распущенным мужиком, и безоглядно вручали ему свои тела и души?.. А пророчества?.. О войне, судьбах людей, страны, династии?..

При всех противоречиях и странности его поведения – они сбывались! Исцеления происходили! Толпы особ женского пола были в восторге от общения с ним, почитая его за святого! Пророка! Молитвенника!.. Об этом феномене много написано: исследований, разной документальной и художественной литературы. Но вот, что об этом рассказывал мюзикл?!.. Смотреть на это явление было очень интересно!

Спектакль «Тайна Распутина»
Спектакль «Тайна Распутина»

Действие на сцене разворачивалось многогранно и динамично – как калейдоскоп событий! Блестящее мастерство кордебалета, в скрещении с выразительно-эмоциональной игрой актёров, их пение – «из самого сердца», с волнующим откровением слов, — всё было убедительно и на одном дыхании!

Непредсказуемо и на все лады менялось поведение, темперамент, отношение, речи юродствующего «старца» Григория… Он чудил, целил, вещал и катился, как бы, играючи, к своему трагическому концу — бесшабашно и «на всех парусах»! Заслуженный артист России Юрий Голубцов так талантливо ярко и выразительно играл этот сложный образ, что хотелось вернуться назад в историю, разбираться в ней снова и снова, и продолжать разгадывать тайну этой странной неуёмной души, «властителя дум» той эпохи.

«Тайна Распутина» в Театре у Никитских ворот
«Тайна Распутина» в Театре у Никитских ворот

Как появилась на свет такая необычная художественная композиция исторических событий в жанре мюзикла? Об этом рассказывает сам создатель «Тайны Распутина» — режиссёр, драматург, сценарист, композитор, прозаик, поэт, Народный артист РФ, Художественный руководитель «Театра у Никитских ворот» — Марк Григорьевич Розовский:

— Я считаю, что форма мюзикла не обязательно зовёт нас к чистой развлекательности, и недаром в нашем подзаголовке спектакля написано — «Русский мюзикл». В нашем репертуаре есть и трагическая история «Бедная Лиза», и «История лошади» — мой мюзикл, сделанный с Юрием Ряженцевым, который шёл на Бродвее. Русский мюзикл отличается от обычного, — от Бродвейского, например, где есть и блистательные исполнители, и прекрасная музыка, тем, — что в основе его — высокая литература. Хотя и на Бродвее бывали такие, — очень удачные опыты. Мы идём путём русского театра, который имеет свои традиции, — и не столько в оперетте, сколько в водевиле. Я считаю, что нужно сращивать психологический театр, в котором всегда важна трагическая тема, с музыкальным. Одно другому не должно противоречить, и даже в чём-то раскрывать. Существует школа Брехта, — уже 20-го века, — где есть зонговая структура, — когда песня возникает как комментарий к действию. Зонг становится частью драматургического построения, а не просто каким-то вставным номером. Это — с театральной точки зрения.

ЭВ: А с точки зрения темы «Тайны Распутина»?

Марк Розовский: А что касается самой темы, то эта тема очень серьёзная, крупная, иногда даже спорная, потому что есть разные взгляды, даже у специалистов-историков. Тем ни менее, кто бы эту тему не затрагивал, все сходятся в одном, — что бы не произошло с Российской империей, — всё это вылилось в большую трагедию нашего народа или народов.

Марк Розовский
Марк Розовский

ЭВ: Каковы причины этой трагедии?

Марк Розовский: Мы живём уже в 21 веке, но достаточно ли мы ответственно относимся к нашей истории? Хотим ли её знать? Наблюдается тенденция, что многие не хотят знать или разбираться в этих вопросах. Я считаю, что театр, как говорил Николай Васильевич Гоголь, — это такая кафедра, с которой можно сказать людям много добра. Но просто говорить «добро», — этого мало. Можно говорить о борьбе добра со злом.

Театр интересуют конфликты между людьми, внутри истории… Какой же конфликт был в те времена? Я считаю, что было три причины крушения Российской империи: 1 –я причина – Первая Мировая война, 2-я – Распутин и его разрушительная деятельность в отношении государственности, его авантюризм. Он сложная фигура, не однолинейная. В спектакле в меру своих сил я пытался это подчеркнуть. У него тоже была своя трагедия. Но его влияние на двор, на царя, и в особенности на царицу, — это факт нашей истории. Разврат, связанный с его хлыстовством, — всё это тоже, не моя выдумка, не элемент фантазии, присущий театру, — это объективно. Отсюда и мой мюзикл — на документальной основе. В основном на содержании книги Эдварда Радзинского «Распутин: жизнь и смерть».

ЭВ: Есть ли там элементы фантазии?

Марк Розовский: Да, есть, — закономерные для театра, но, основа – документальная. Множество фактов, что приведены в мюзикле, имеют подтверждение из многих источников; их десятки, и я их все изучал. Прежде всего эмоционально! 3-я причина крушения Российской империи — революция с её Гражданской войной. Эти три урока истории мы расхлёбываем и по сей день, потому что там коренится всё: и взаимоотношения народа и власти, и понимание того, что имперское мышление, изживающее себя в других странах, имеет тенденцию к возвращению в наш сегодняшний день. Всё нуждается в научном осмыслении и в творческом, художественном исследовании. Это тоже традиция нашей культуры, если говорить о методе. Что такое — «Борис Годунов» Пушкина? Или «Горе от ума» Грибоедова? Я уже не говорю о «Ревизоре» Гоголя, в котором отразились многие социальные проблемы того времени, и, которые оказываются животрепещущими в наше время. А всё творчество Достоевского? – «Бесы», например?..

ЭВ: А что лично Вам хотелось бы выразить в «Тайне Распутина»?

Марк Розовский: В этом, так называемом сюжете «Тайны Распутина» – есть боль, горечь, поведение масс, царский двор, его разложение, его иллюзии, его надежды… Это то, что мне хотелось бы выразить. Сложность характера царя, с его порядочностью и добротой… Он метался между всех огней, но попал в мясорубку истории, — о чём поёт в своей последней песне… Но при этом, он всю жизнь нёс чувство вины в отношении расстрела 1905 года, которому способствовал, и от которого не мог потом избавиться.

ЭВ: Многие говорят, что царь Николай Второй был нерешительный. Вы согласны с этим?

Марк Розовский: Он проявлял такие черты… Но почему? Если мы задумаемся о трагедии 1905 года, — он стал таким нерешительным, потому что, если бы продолжал быть тираном, он пролил бы кровь, — сделал бы то, что считал для себя ошибкой. Его нерешительность — это свидетельство, в какой-то мере, — человечности. Потом, он всё же — жертва революции, — диктатуры пролетариата… Вся царская семья была расстреляна. Церковь провозгласила его святым. Это всё – болевые точки. К ним можно не прикасаться, но тогда они и останутся такими.

ЭВ: Русский мюзикл «Тайна Распутина» — это возможность художественного осмысления нашей истории?

Марк Розовский: Если мы не будем осмыслять наши раны, нашу боль, и если эта историческая боль будет переходить и в другие этапы нашей истории, в которых тоже были свои трагедии, и которые потоком посыпались уже после царя, после Распутина, я имею ввиду красный террор, коллективизацию, голодомор, когда погибли миллионы людей… А потом был большой террор, Великая Отечественная война, а после неё было и своё палачество Сталинщины, где ссорили народы… Империя продолжала свой рассвет, который всегда кончается агонией. Если не будем осмыслять всё, что с нами происходило и происходит – всё будет повторяться. Поэтому я считал своим писательским и гражданским долгом, режиссёрским и авторским, — сделать попытку освоить эту историю. В меру сил я сделал это в том жанре, который мне близок. Я не даю какую-то историю, которая может быть описана в учебнике, а делаю это художественными средствами, — эмоционально, с помощью и визуальных образов, которые не только выражаются текстово, но и как некая поэтика. Я считаю, что каждый человек ответственен перед самим собой в понимании этих проблем.

***

Беседовала Нина Яхонтова

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку