Центральный банк почистит «черные списки» клиентов

Центральный банк почистит «черные списки» клиентов

13 ноября 2017 года Центробанк сообщил о внедрении методики реабилитации добросовестных клиентов, попавших в базы из-за ошибок банковских служащих, который предусматривает для банка возможность исключить клиента из списка Росфинмониторинга.

С июня 2017 года в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центробанк рассылает банкам список клиентов, которым банки отказали в обслуживании или в проведении операции, заподозрив их в нарушении «антиотмывочного» Федерального Закона 115. Попадание в этот список практически лишает компанию доступа к банковским услугам, так как банку грозит штраф, если он не расторгнет отношения с таким клиентом. Как результат – с июня «черный список» вырос с 200 до 460 тысяч клиентов.

Центробанк настаивает, что в случае ошибочного попадания клиента в список созданы все необходимые механизмы его реабилитации. А если ЦБ выявит формальный подход банка к использованию данных Росфинмониторинга по «отказам», то это будет трактоваться им как низкая эффективность работы банка по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

17 ноября 2017 года Уполномоченный при Президенте по правам предпринимателей Борис Титов направил главе ЦБ Эльвире Набиуллиной письмо, в котором написал: «Прошу дать поручение о создании балансирующего механизма, который позволил бы эффективно исправлять ошибочные действия банков, выражающиеся в необоснованном приостановлении расчетных операций или необоснованном отказе от совершения расчетных операций». Банки говорят предпринимателям о трудностях и опасностях применения существующих механизмов. Как результат — выйти из чёрного списка крайне трудно и долго.

В дополнение к прежним механизмам, сейчас ЦБ совместно с Росфинмониторингом подготовил изменения в закон №115-ФЗ, которые «предполагают введение так называемого «второго уровня реабилитации». Речь идёт о случаях, когда банк отказывается пересмотреть своё прежнее решение по клиенту-отказнику в связи с его заявлением. Мы предлагаем механизм, по которому клиент в такой ситуации сможет обратиться в Банк России, и тогда его заявление будет рассматривать совместная комиссия регулятора и Росфинмониторинга», — поясняет ЦБ. Комиссия определит обоснованность отказа банка. Ожидается, что новые изменения будут рассмотрены и приняты Государственной Думой уже в эту сессию. Решит ли это проблему быстрой реабилитации случайно зачисленных в «чёрный список»?

Источник: РИА Новости, КоммерсантЪ

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку