В Афинах нашли вазу, испещрённую древними проклятиями

ритуалы Афин

Колдовские ритуалы Древней Греции  и Древнего Рима — известная учёным традиция античного общества, о ней существует масса археологических и письменных свидетельств, но некоторые факты способны вызвать удивление даже у видавших виды представителей Американской школы классических исследований Афин. В статье, опубликованной командой в научном журнале Hesperia, рассказывается о ритуальной вазе, сплошь покрытой древними заклинаниями.

На Афинской Агоре — площади в центре древних Афин, к северо-западу от Акрополя, бурлила жизнь. Здесь располагались культовые и гражданские постройки, ремесленные мастерские, торговые ряды. На Агоре встречались, принимали политические решения, продавали, судили, давали спортивные и культурные представления. Также и проклинали.

Американская школа классических исследований проводит раскопки на древней рыночной площади с 1931 года, и с тех пор обнаружила немало интересного, в том числе из предметов магических ритуалов древности. Но обычно ритуал проклятия осуществлялся с помощью свинцовой таблички или дощечки, на которой процарапывалась нужная надпись. Пластина зарывалась в землю или замуровывалась в сосуд, затем её закапывали и производили нужные действия.

Агора Афин
Агора Афин

Такие предметы можно видеть в музеях мира, например, в Лувре, где в разделе египетских древностей выставлена римская статуэтка с табличкой, пронзённой гвоздями.

Но маленькая керамическая ваза IV века до Р.Х. для хранения продуктов, исследование которой было недавно завершено, содержит какое-то особенное заклинание. Древние колдуны сначала положили в неё голову, лапки и бёдра жертвенной курицы, гвоздь и бронзовую монету, а затем испещрили вазу по крайней мере 55 именами проклинаемых людей.

Как минимум 10 имён принадлежит женщинам, но это не означает, что колдунья устраняла соперниц обезумевшей от горя жены. Напротив, магические заклинания такого рода чаще осуществлялись по приговору суда. Упомянутые лица — это не только преступники, но все участвовавшие в деле со стороны приговорённого к наказанию человека: свидетели с его стороны, адвокат, друзья, люди, выказавшие ему поддержку. Так одна сторона, победившая в тяжбе, обеспечивала себе расправу над другой стороной дела.

Возможно, речь идёт об обычной судебной практике, но некоторые учёные выдвигают гипотезу, что дело было громким. Если последнее верно, то в нём могли участвовать сын диадоха Лисимаха Агафокл Фракийский и/или гетера македонского царя Димитрия I Мания.

На вазе начертаны имена Агафокл и Мания, но они не были уникальны для того времени, поэтому гипотезу ещё предстоит доказать. Некоторые учёные уже выразили сомнение в том, что проклятие относилось к экстраординарной тяжбе — ваза была найдена близ ремесленного поселения, возможно, металлургического. Поэтому американские исследователи склоняются к тому, что десятки проклятых — это жертвы рядового спора между двумя мастерами.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку