100 лет Дьёрдю Лигети – творцу и философу новой музыки

100 лет Дьёрдю Лигети – творцу и философу новой музыки

Он увековечил свое имя благодаря музыке в киноленте «Космическая Одиссея» Стенли Кубрика (при том, что последний использовал ее без авторского разрешения), но для настоящих меломанов является одним из крупнейших творцов ушедшего XX столетия.

Дьёрдь Лигети (28 мая 1923 – 12 июня 2006)
Дьёрдь Лигети (28 мая 1923 – 12 июня 2006)

Дьёрдя Лигети можно смело назвать одной из наиболее значительных музыкальных фигур прошлого века. Композитор прошел собственный путь поиска авторского стиля: от поклонения Бартоку и использования народных мелодий до увлечения электронной музыкой и созданию своей микрополифонии, а затем – к новому романтизму. Будучи ярким авангардистом, Лигети еще при жизни стал классиком ХХ века, получив всемирное признание и уважение.

Дьёрдь Лигети родился в Румынии 28 мая 1923 года в еврейской семье Ауэр, которая незадолго до рождения мальчика сменила фамилию на Лигети. Немецкое «aue» («луг») отец Дьердя Шандор смело перевел на венгерский («ligeti»), тем самым связав семейство с традициями Венгрии и Румынии. Национальный колорит музыки, а затем и знакомство с творчеством Белы Бартока, стали первыми музыкальными впечатлениями Дьёрдя. С 6 лет мальчик начал заниматься музыкой, в 19 опубликовал первые сочинения.

Еврейское происхождение семьи Лигети в годы Второй Мировой войны привело к большой трагедии: вся семья, кроме самого Дьёдря, попала в Освенцим, выбраться живой из которого смогла только мать композитора. Сам Лигети был арестован и приговорен к принудительным работам, но лагеря избежал.

В послевоенные годы молодой композитор начал чувствовать тесноту другого лагеря – социалистического. Создав свой знаменитый «Румынский концерт», Лигети решился на эмиграцию и свободный доступ к новым прогрессивным музыкальным течениям, что царили в те годы в Европе.

«Румынский концерт» Дьёрдя Лигети

После переезда в Австрию, Лигети получил свободу для творческих экспериментов. Знакомство с Штохаузеном и Кёнигом привело композитора к электронной музыке, которая не смогла увлечь его надолго. Через три года экспериментов он вернулся к акустике и вскоре представил миру собственную технику микрополифонии.

Все мои мелодические линии выдержаны не менее строго, чем у Палестрины или фламандцев, но полифонические правила здесь заданы мною. Многоголосный строй не просвечивает, он остаётся скрыт в микроскопическом, подводном мире, неслышимом для нас. Я называю это микрополифонией (какое красивое слово!)

Дьердь Лигети

Одним из ярчайших примеров микрополифонии являются «Атмосферы»

С 60-х годов композитор стал увлекаться камерными жанрами, тяготеть к простоте. В этот период он много пишет для камерных составов, хора, фортепиано. Его источниками вдохновения были разные эпохи, стили и традиции. При этом он никогда не работал в технике коллажа, предпочитая «рефлексии, а не цитаты». Как музыковед он оставил большое исследовательское наследие по вопросам новой музыки, уделяя особое внимание произведения Веберна и раскрыв многие нюансы собственных произведений.

Творчество Дьёрдя Лигети в полной мере отражает понятие «новая музыка». Глубочайшая переработка традиционных жанров и стилей, смелость в выражении мыслей и чувств совершенно новым музыкальным языком и удивительное попадание в ритм и нерв той эпохи перемен, в какую ему довелось жить и творить, — все это в полной мере подкрепляет его признание как одного из выдающихся творцов ХХ столетия.

Dies Irae из «Реквиема» Лигети

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку