Детская книга — то, что продолжает жизнь на Земле

детская книга

Корней Чуковский, советский писатель, выпустивший сборник «Вавилонская башня и другие древние легенды» для взрослых от 2 до 5 лет, стремился ознакомить их с избранными местами Библии, преимущественно Ветхого Завета, без которых они не могли бы понять произведения культуры. Одновременно он указывал на то, что для детей окажется привлекательным полный подвигов и приключений сюжет. Но дети — это маленькие провидцы, которые умеют задавать правильные вопросы, и книга 1968 года не вышла в тираж.

Можно привести огромное число примеров, доказывающих, что именно дети не пускают в свой мир взрослых, а не наоборот. Взрослые им неинтересны, они только мешают малышам, хотя, со своей стороны, те ложно полагают, что не пускают в свой мир детей.

Ганс Христиан Андерсен, в день рождения которого 2 апреля появился Международный день детской книги, опроверг утверждение, что дети не доросли до правильного понимания мира. В действительности, всё наоборот. Детям ничего не надо объяснять — они всё чувствуют!

Этот писатель, которому до конца его дней снился в кошмарах директор школы, сохранил состояние детства до конца своих дней, и рассказывал истории, которые были понятны детям по всей Европе. «Моя жизнь — прекрасная сказка, богатая и счастливая», — так начинается последняя автобиография Андерсена. Этот человек многим казался при жизни нелепым и смешным, но он сознательно выбрал свой особый путь, мир детской книги.

Психологическая школа России и психологическая школа Юнга говорят о том, что человек должен слышать свою интуицию. Она — это сигнал Всемилостившему Вседержителю. Психологи говорят о том, что если человек на интуитивном уровне чувствует, что мне не надо идти в гости, куда его настойчиво зовут, с ним обязательно произойдёт что-то непредвиденное и, как правило, нехорошее. И наоборот.

31 марта 2024 года мир отмечал католическую Пасху, и в Европе сейчас идут пасхальные дни. А мы будем праздновать Пасху в православном мире 5 мая. Христос Воскресе — воистину воскрес!

Архиепископ Московский Паоло Пецци  — митрополит католической церкви в России, напомнил пастве слова о том, что многие похожи на Фому, который сказал, что пока своими глазами не увидит воскресшего Христа — не поверит в Него. Христианская Вера всемогуща, ибо она дала человеку то, что мы называем «Бог в нас». Но главным проявлением Божественного начала в человеке является его детство. Ребёнок — это воплощение Божественного начала, ибо он защищён не родителями, но Богом. Детская книга позволяет его интуиции и фантазии проникнуть в зримый и незримый человеческий мир

А что происходит с ребёнком, когда он вырастает? Он может стать маршалом Монтгомери, Сталиным, Эйштейном или учителем в школе. Человек должен понять своё место как во Вселенной, в истории и в отношении ближних. Обозначение этого места также начинается с детства, толчком к этому служит книга, которую читает дитя.

Мой пиетет по отношению ко дню детской книги — часть моего понимания места человека в мире и мироощущения. Ни один человек на свете, не будучи ребёнком, не будет просто так начинать читать. Ни один человек не станет скрипачом или пианистом, если его не заставить взять в руки скрипку или сесть за фортепиано.

Если после первых усилий, освоив чтение, маленький человек взахлеб начнёт читать — не ругайте его. Учтите, что этот период быстро пройдёт. Не надо выходить ночью на свет светящейся лампы, и увидев ребёнка, прикрывшегося одеялом и читающего «Пармскую обитель» Стендаля, его ругать. Это его первые шаги в жизни, и в ответе за них вы.

Если ваш ребёнок упустит главный период своей жизни — период начала «читального сезона», когда он читает 2-3 книжки в день, и в течение года-двух может прочесть всю библиотеку деда, включая технические справочники по строению авиационного мотора, то он не сможет затем найти достойное, только ему присущее место среди людей!

Да, половину из того, что он прочитал, ребёнок не поймёт. Когда цензору принесли первый перевод на русский «Капитала» Маркса, он сказал: «Эту вредную книгу я разрешаю публиковать по одной причине: её мало кто прочитает, и ещё меньше поймёт». Но однажды эту книгу начали читать дети и подростки.

Гегеля читать невозможно, а слушать — выше человеческих сил. На семинар Гегеля, когда тот стал читать лекции, приходил один человек. Через год их было уже трое. А ещё через год его читала вся Германия. 10 лет спустя Гегель стал кумиром всего мира, что стало главным поражением человеческого сознания. Блестящий ум этого немца, второго после Э. Канта, поразил человечество, и оно приняло его главную ошибку — призыв всем странам идти по прусскому пути. Этот призыв подхватили марксисты, так как они мало читали в детстве…

В фильме «Адьютант его превосходительства» есть потрясающий эпизод, где мой покойный друг — Юрий Соломин, играет красноармейского разведчика в стане Белого генерала Май-Маевского. Придя поздно домой, растегивая китель и снимая портупею, за своей спиной разведчик услышал вопрос 9-летнего ребёнка, сына погибшего друга: «Пал Андреич, а вы шпион?». Наш герой правильно сделал, когда сел к нему на кровать, обнял ребёнка и спросил, помнит ли тот, как жил и трудился садовник в доме, где тот рос? Ребёнок тогда справедливо сказал, что садовник был главным героем его детства: честный, порядочный, работящий, ласковый и внимательный к нему.

Детство и книга — вещи неразрывные. Пусть за этот союз не боятся те, кто нас пугают жупелом цифровизации. Нас всё время пугали разными жупелами: что кинематограф затмит театр, школа затмит воспитание родителей, коллектив семьи не сможет противостоять коллективу гражданского общества и государства. Благодаря детству, всё остаётся на своих местах.

Ребёнок — не просто наше будущее, но это и есть человечество, его лучшая часть. Дети — не просто цветы жизни, но маленькие существа, которые держат нас на этой земле и делают её счастливей. Они сохраняют человечество в единственно его возможном виде.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку