Египтологи открывают новую дискуссию о мумификации

Предстоящая выставка в Манчестерском музее под названием «Золотые мумии Египта» обещает стать событием в жизни египтологии. Куратор музея Кэмпбелл Прайс уверен, что сможет убедить профессионалов пересмотреть взгляд на мумификацию как на отражение надежды египтян на загробную жизнь. Начиная с февраля 2023 года экспозиция, шаг за шагом развенчивающая устоявшееся представление о мумификации, откроет дискуссию об истинных целях изготовления посмертных изображений и статуй, приобщения сосудов со внутренними органами и бальзамирования усопших.

Манчестерский музей утверждает, что мумификация может не иметь никакого отношения к сохранению тела после смерти. Это мнение разделяет ряд учёных, которые полагают, что египтологи XIX века некорректно перенесли на древних своё увлечение загробной жизнью, тогда как древние могли стремиться попросту сохранить своё изображение или статую, божественные как творческий акт. Иными словами, чтобы приблизиться к Творцу.

А мумификация могла быть сделана не с целью консервации, но лишь впоследствии, без умысла усопшего, иметь такой «побочный эффект».

Распространенный в настоящее время подход предполагает, что египтяне верили, что фараоны были живыми богами, и что превращение их тел в статуи после смерти было способом восстановить их физический образ при уходе в загробную жизнь. Однако такое мнение могло быть навеяно исканиями викторианской поры, когда были в моде спиритические сеансы и прочие заигрывания с потусторонними силами.

Если бы это было правдой, то посмертные портреты были бы не реалистичными, а идеализированными, по мнению учёных-новаторов. «Это тонкое различие, но оно важно», — говорит Кэмпбелл Прайс. Второй аргумент — не всегда умершего кладут в гроб так, чтобы сохранить его тело. Например, фараон Тутанхамон был найден практически прилипшим ко дну гроба. Он настолько неудачно лежал, что ему трудно было бы встать.

По словам куратора, помещая во время процесса бальзамирования органы умершего в канопы — сосуды, украшенные головами богов, египтяне, возможно, намеревались наполнить их божественным духом умершего члена королевской семьи, а вовсе не стремились держать их под рукой для потребностей загробной жизни.

К сожалению, новая версия такая же спорная, как и предыдущая. Например, её критики говорят о том, что некоторые мумии действительно похожи на статуи, такие как Тутанхамон, Аменхотеп III и Эхнатон, а другие, такие как Тутмос III, Тутмос IV, Аменхотеп II и королева Тийе, были именно мумифицированы, чтобы выглядеть более «похожими на спящих».

Так что, новая дискуссия вокруг мумификации в Древнем Египте обещает быть жаркой.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку