Легки утром на подъём? Благодарите неандертальцев

Легки утром на подъём? Благодарите неандертальцев

Вы жаворонок? — поблагодарите своих предков-неандертальцев за то, что вы легко просыпаетесь. Современные люди способны рано вставать, вероятно, благодаря ДНК, которую они унаследовали от неандертальцев десятки тысяч лет назад, утверждает новое исследование, опубликованное в журнале Genome Biology and Evolution.

Когда первобытные люди мигрировали из Африки в Евразию примерно 70000 лет назад, некоторые из них спаривались с неандертальцами, которые уже адаптировались к более холодному и мрачному климату севера. Результаты этих волн скрещивания проявляются и по сей день: современные европеоиды имеют от 1 до 4 процентов ДНК неандертальца.

Часть этой ДНК связана со сном — более конкретно, с внутренними часами организма, известными как циркадный ритм.

В новом исследовании учёные сравнили ДНК современных людей и неандертальцев, и обнаружили общие участки генов, ответственных за циркадный ритм. Они выяснили, что современные обладатели этих генов рано встают.

Гены «жаваронка» вряд ли имели практическую пользу для неандертальцев — офисе они не работали. Однако, как предполагают исследователи, они дали им более быстрые и гибкие внутренние часы, что позволило им легче приспосабливаться к сезонным изменениям светового дня.

«В целом, похоже, что более быстрый ход часов приводит к тому, что люди [и другие организмы] встают раньше и им легче адаптироваться к сезонным колебаниям», — пишет соавтор работы Джон Капра, специалист по эволюционной и вычислительной генетике из Калифорнийского университета.

Эта корреляция имеет смысл в контексте истории человечества, комментирует Марк Маслин из Университетского колледжа Лондона, который не принимал участия в исследовании.

Когда первобытные люди двинулись на север из Африки, они впервые столкнулись с переменным световым днём — более короткими днями зимой и более длинными днями летом. Гены циркадного ритма неандертальцев помогли людям адаптироваться к этой новой среде.

«Когда люди эволюционировали в тропической Африке, продолжительность дня составляла в среднем 12 часов, — объясняет Маслин. — Охотники-собиратели тратят только 30% своего периода бодрствования на поиск и сбор еды, так что 12 часов — это уйма времени. Но чем дальше на север вы продвигаетесь, тем короче становятся дни зимой, когда пищи особенно не хватает, поэтому неандертальцам и людям следует начинать собирать пищу, как только появляется хоть какой-то свет».

Примечательно, что полученные результаты не доказывают, что гены неандертальцев ответственны за привычки всех тех, кто рано встаёт. Множество различных факторов, помимо генетики, могут влиять на то, когда люди просыпаются, включая социальные факторы и влияние окружающей среды.

В исследование использовались только ДНК людей из Великобритании (взяты из базы UK Biobank), поэтому результаты нельзя целиком экстраполировать на всех современных людей.

Учёные планируют воспользоваться и другими базами ДНК, чтобы убедиться в правильности выводов для остальных регионов.

Режим сна и бодрствования — далеко не единственная черта, позаимствованная у неандертальцев. Их генетика играет роль в цвете волос, оттенке кожи, психическом здоровье, весе и даже в поведении, например, курение. Эта наследственность также связана с различными заболеваниями у людей, включая болезни сердца.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку