Виктория Шелягова: Мы должны перестать стесняться всего русского!

«Я не являюсь последовательным коллекционером предметов русских народных промыслов, — делится с «Э-Вести» супруга «похоронного короля» Олега Шелягова Виктория. — но я то начинаю покупать наличники, то русские платки, поддавшись порыву. Такое у меня увлечение, страсть. Почему — не знаю, наверное, что-то было в детстве, что вызвало во мне симпатии к русскому стилю, которую несмотря на то, что я работала с европейцами в дальнейшем, мне удалось сохранить. Да, бабушка возила меня в деревню. Она там ходила в платочке и обожала носить ватник и валенки, а я спала на печке и соприкасалась с исконной русской культурой. И всё же я не могу сказать, что они с дедушкой специально воспитывали любовь к ней во мне, потому что в школе я, как и все, носила японские сапоги».

 

Виктория сегодня в светских кругах известна знанием темы русских народных промыслов и дружбой с директорами ведущих фабрик народных промыслов. Та самая страсть, которая побуждала её искать для покупки особенные предметы национального мастерства, приобретённый опыт мире моды и пятилетие обучения в Институте культуры превратили былого дилетанта в арт-эксперта. Увы, и Виктория вынуждена констатировать, что в пространстве рынка всё не очень благополучно в наши дни.

«Отличительная черта отрасли народных промыслов сегодня — это неоднозначность фабрик по оценке, — делится Виктория, — они не все относятся к народным промыслам, хотя и причисляются к ним. Например, в Жестовской фабрике подносов есть и дешевые, очень симпатичные подносики по 100 рублей, и те, цена которых доходит до 150 тысяч рублей — настоящие произведения искусства. Или палехские шкатулки, которые также создаются для широкого спектра людей… Люди, которые работали на фабриках раньше, воспроизводили любую живопись из Третьяковки или Русского музея с миллимитровой точностью. Назвать таких людей «народниками» сложно, а вот поддержку они получают ту же, что и обычные мастера. Неоднозначность фабрик и неразделённость их с точки зрения господдержки — большая проблема для отрасли.

Некоторые фабрики народных промыслов переживают трудные времена. Однажды они попали в результате приватизации в руки частников-оптимизаторов, которые не заботились о развитии и поддержании мастеров, и из 1500 работников здесь остаётся не более 300. Жалко всё это терять, но это жизнь. А бывает и наоборот, когда фабрики процветают в руках частных владельцев».

Виктория Шелягова уверена, что главная задача для русских людей сегодня — перестать стесняться того, что они русские, и начать поддерживать русскую культуру на собственном примере. «Мы стесняемся русских песен, того, что мы русские, — говорит она. — Я вспоминаю, что когда я была в Геленджике, я попросила девушку — выпускницу консерватории, спеть, и была в ужасе, что русских песен в её репертуаре нет. А это должно быть основой основ. И почему не делать детям подарки в виде гжелевских чашек, матрешек и подносов? Это развитие генетического кода, которое гарантирует, что человек будет в дальнейшем с гордостью относиться к своей культуре. А так… я до сих пор слышу смех позади, если хожу в кокошнике. Но ведь надо гордиться богатейшей традицией русского костюма, которая у нас ещё совершенно не изучена! Так воспитывается американский или итальянский патриотизм, и так должна формироваться любовь ко всему русскому, воспитываться с детства. А мы гордимся только музеями. Когда мы начнём гордиться своей культурой, тогда действительно всё начнёт меняться»

Виктория Шелягова: Мы должны перестать стесняться всего русского!Ещё одна проблема народных промыслов, которая не способствует любви к искусству родной земли — это подделки китайских кустарей, наводнивших рынок. В России не так-то просто ку.пить настоящие русские изделия. «У нас нет закона, защищающего изделия народных промыслов, — сокрушается арт-эксперт. — Это надо менять, ведь многие люди не разбираются в продукции, думая. что купленные на развалах якобы павлопосадские платки сделаны у нас. Да и наши стали делать немало контрафакта низкого качества, который продаётся по 500 рублей, в то время как хорошая вещь стоит 5-10 тысяч рублей.

Директора фабрик при всём желании не могут конкурировать с этим по цене и ничего не могут сделать в сложившейся ситуации, когда человеку на 10 тысяч рублей нужно не только купить платок, но и попить-поесть. Зато государство может обеспечить производство качественной сувенирной продукции за небольшие деньги!».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку