Неужели новый виток истории будет промыслительным?

Весь мир облетела цитата В.В. Путина относительно наступающего нового витка истории, новой эпохи в развитии цивилизации вообще. В новом мире России предстоит стать, по словам президента, «примером для других в стандартах и качестве жизни людей, в защите традиционных ценностей и высоких гуманистических идеалов, моделей развития, в которых человек становится не средством, а высшей целью».

Пару дней назад я в одном из культовых ресторанов Москвы встретил графа К., который по-своему интерпретировал мне слова Высокого лица.

Действительно, мы — свидетели нового исторического этапа в развитии мировой цивилизации. Каждый исторический этап, в самом деле, новый, не так ли? Но что является определяющим, основным критерием, говорящим нам о том, что тот или иной этап в развитии цивилизации «новый исторический»?

Для кого-то это войнушки, для кого-то — обрезание (не подумайте о древнем иудейском обычае) северных и южных потоков, для кого-то — переформатирование мировых рынков, а то и вовсе мировой экономики.

Можно до потери пульса спорить о том, какой из двух терминов: «мировая экономика» или «мировое хозяйство» более точно отражает глобальные хозяйственные связи. Наш ответ Керзону: эти связи должны быть! Если их нет, то и говорить не о чем.

Но в целом обсудить мысль президента стоит. Например, его критику либеральной европейской цивилизации, грабительской по существу, которая не развивается, зашла в тупик и деградирует.

Кто-то может сказать: «Не создавайте дополнительных тревожных ситуаций для инопланетян, следящих за развитием человечества — они и так от нас в ужасе! Наплодили гомункулов, шариковых, профессоров Преображенских!». Но как бы там ни было, каждые 40-60 лет власти ставят планету на грань катастрофы, на грань исчезновения человеческого рода как такового.

Заметим, что на глазах одного поколения (к которому, в частности, отношусь и я) уже в третий раз часы Судного дня дают обратный ход, стремятся к нулю. В первый раз это было в 1949 году, во второй — во времена Карибского кризиса (я тогда был на Кубе и хорошо помню его), в третий раз аларм раздался сегодня.

Мой собеседник — двухметровый великан с родословной, которой позавидовал бы любой доберман или корги, сказал: «Мы всю свою жизнь прожили напрасно. Мы не добились главного: промыслительности в цивилизационном процессе».

Он имел в виду примерно то же, что и президент, с одним недостающим элементом в суверенной России — реституцией.

Мы понимаем слова Верховного главнокомандующего как то, что наступил исторический момент, когда реституция возымеет действие в России. Справедливость, в том числе социально-экономическая и социально-классовая, однажды восторжествует здесь.

Не может быть, чтобы 100 лет развитие такой огромной страны, как Россия, с её культурой, экономической мощью, интеллектуальным потенциалом прошли впустую, так и не приблизившись к основам социальной справедливости. А именно в этом надлежит показать пример.

Как может быть, чтобы 80% населения — обездоленных, обобранных, оболганных и лишённых надежд и уверенности в завтрашнем дне не получили бы и глотка розового оптимизма из уст власть предержащих? Я уверен, такого быть не может.

Все «измы» заканчиваются одним: кто кого быстрее оберёт. Обратим внимание, что вся теория Маркса на этом и основана. Но экономика не про это…

Экономика не про homo homini lupus est (человек человеку волк), не про диктатуру пролетариата — последнего не существует в принципе. Новая экономика тем более про то, как сделать людей счастливыми не в пределах одного поколения, а навсегда.

Возьмите страны, ставшие сегодня враждебными по отношению к нам, где ВВП на душу населения по ППС составляет не 28 тысяч как в России или Аргентине, а 32-40 тысяч.

Или власть — это про обустройство жизни в стране, где население процветает, или где население веками стонет на галерах?

У меня есть оптимистическая гипотеза, говоря словами В. Розанова. Давайте вместе вдохнём новый смысл в слова власть предержащих о новом историческом этапе развития цивилизации. Пусть каждый предложит свой вариант развития цивилизации, и посмотрим, чьё определение будет лучше подходить к сегодняшнему дню.

Мой вариант про реституцию, основанный на всеобщей справедливости, не только прост, но и заманчив для всех без исключения. Ведь возвращать потомкам дворян, крестьян, священников и купцов незаконно отобранное имущество — это ещё и выгодно как для имиджа, так и для экономики страны.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку