Николай Черепнин: музыкальный портрет к 150-летию со дня рождения

Николай Черепнин: музыкальный портрет к 150-летию со дня рождения

15 мая исполняется 150 лет со дня Николая Черепнина. Он внес значительный вклад в развитие музыкального и дирижерского искусства, занимался педагогической и административной деятельностью, с равным успехом демонстрируя талант в каждой из областей.

Николай Николаевич Черепнин (15 мая 1873 – 26 июня 1945)
Николай Николаевич Черепнин (15 мая 1873 – 26 июня 1945)

Сын известного петербургского медика, личного врача Достоевского Николая Петровича Черепнина мог стать юристом – в 1895 году молодой человек окончил Петербургский университет как кандидат права. Но влечение к музыке определило ему иной путь: еще в университетские годы Николай Черепнин-младший поступил в Петербургскую консерваторию на фортепианное отделение, а потом перешел на композиторское. Здесь, после недолгих колебаний, он попросился в класс Николая Римского-Корсакова, который оценил сочинения молодого человека и с радостью принял его в свой класс. Консерваторию Черепнин окончил в 1898 году с отличием.

С первых самостоятельных шагов свободный художник Черепнин (именно такое звание он получил согласно диплому) развивался во многих творческих направлениях. Сразу после окончания консерватории он стал руководить хором Мариинского театра, спустя 8 лет стал главным дирижером театра. Выступал как дирижер в концертах Русского музыкального общества, Русских симфонических концертов, был членом Беляевского кружка и объединения «Мир искусства». Под управлением Черепнина состоялись премьеры опер Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Снегурочка» (парижская премьера 1908 года), «Золотой петушок». Как дирижер активно пропагандировал музыку современных отечественных композиторов – от Римского-Корсакова и Чайковского до современников Рахманинова, Лядов, Глиэра. К слову, именно Черепнину посвящены знаменитые «Волшебное  озеро» и «Кикимора» Анатолия Лядова.

С 1905 года преподавал в Петербургской консерватории, получил звание профессора и успел передать свой опыт молодому поколению музыкантов, среди которых были Сергей Прокофьев (он посвятил учителю несколько произведений, включая Первый фортепианный концерт) и Юрий Шапорин. Современная петербургская школа дирижирования, подарившая миру россыпь талантливых дирижеров, также началась с Николая Черепнина – именно он в 1906 основал в консерватории дирижерский класс.

Ярчайшими моментами композиторской биографии Николая Черепнина стали балеты, созданные им для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. И для великого импресарио опыт работы с современным композитором впервые свершился именно в творческом союзе с Николаем Черепниным. Именно Черепнин создал балет для первой балетной постановки «Русских сезонов». Спектакль «Павильон Армиды» был впервые показан в Париже 19 мая 1909 года после премьеры постановки в 1907 году в Мариинском театре. Балет был одной из звездных постановок «Русских сезонов» и неоднократно повторялся, а в 1911 году был даже исполнен в Лондоне по случаю коронации Георга V.

Вариация из балета «Павильон Армиды» в исполнении Евгении Образцовой на Юбилейном концерте Академии русского балета им. А. Вагановой

Революция для Черепнина, как для многих современников, не стала точкой водораздела. Он продолжал активно работать в консерватории, разрабатывал новые учебные планы, выступал с просветительскими концертами. В 1918 он принял приглашение возглавить консерваторию в Тифлисе. В 1921 году Николай Черепнин эмигрировал в Париж, продолжая здесь свою миссию пропагандиста русской музыки. Он был одним из создателей Русской консерватории в Париже и возглавлял ее в качестве первого директора. Как дирижер отметился и на другом конце света – в 1932 году по приглашению Сергея Кусевицкого выступал с Бостонским симфоническим оркестром.

С 1933 года Черепнин устранился от концертной деятельности из-за серьезных проблем со слухом. Он продолжал писать музыку, в том числе делал обработки русских народных песен и сочинял духовые произведения.

Николай Черепнин. «Достойно есть»

Вклад Николая Черепнина в мировую музыку сложно оценить. С одной стороны он словно остается в тени своих великих современников – Скрябина, Рахманинова. С другой – музыкальный род Черепниных, начавшись с Николая Николаевича, до сих пор продолжается. Сын композитора Александр Черепнин – композитор, пианист, внуки Сергей и Иван Черепнины – композиторы, работающие в сфере электронной музыки.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку