Почему сказка Массне «Золушка» набирает популярность на сценах?

Елена Терентьева в образе Феи

3 марта 2023 года мы посетили «Золушку» Жюля Массне в Новой Опере им. Е. Колобова Произведение, которое с огромным успехом ставилось при жизни автора, затем на время было отставлено в сторону, а сегодня снова набирает обороты в оперных домах по всему миру.

Новая Опера, пожалуй, наглядно показала почему это так — мы все (и зрители, и создатели спектаклей) слишком истосковались во естественному и глубоко христианскому стремлению к добру.

Мачеха Золушки — вспыльчивая, заносчивая и злобная женщина, которая срывает злобу на безропотной сироте, противопоставлена в опере, как и в сказке Шарля Перро её духовной матери — Фее-Крёстной. Одна символизирует несправедливость устройства общества, где богатство и связи решают всё, другая даёт надежду на то, что смиренная добродетель однажды будет вознаграждена: в жизни каждого человека может и должно произойти чудо, поскольку ангелы-хранители молятся за него.

Почему сказка Массне "Золушка" набирает популярность на сценах?
Елена Терентьева в образе Феи

Конечно, каждый старается поставить на «Золушке» свой акцент. Метрополитен опера подчёркивает одиночество и беззащитность юной героини, которую исполняет трогательное меццо-сопрано Изабель Леонард, французский балет «Маланден Балет Биарриц» заставляет свою злую мачеху плясать на костылях, а Новая Опера концентрирует внимание на ярком колоратурном сопрано Елены Терентьевой, которая своим появлением в цветущем весеннем платье, с лучезарной, немного детской улыбкой творит чудеса.

Едва она появляется — и мы верим, что Бог поможет бедной сироте, поскольку Он её Отец и защитник. Чудесный голос певицы с богатым тембром льётся на нас будто с самих небес, создавая ощущение неба с ангельской свитой.

«Образ феи близок к Богоматери», — напоминают нам создатели спектакля в анонсе. Злая мачеха — не цель мщения. Алексей Вэйро и не думает быть жестоким к очаровательной меццо-сопрано Александре Саульской-Шулятьевой (Мадам де ла Олтьер), которая всего лишь продукт своих предубеждений и светская львица по существу. Она — наш дольний мир, который живёт своим порядком и царит на земле, действуя из целесообразности.

Но где чудесное в нашем бренном мире? Не сон ли развеял тоску Золушки-Люсетты и принца Шармана, неужели и вправду, наперекор судьбе с подачи доброй Феи сбудутся их мечты?!

Когда влюбленные то ли во сне, то ли наяву соединяются, мы видим смотрящую на них с балкона Фею и понимаем, что молитвы крёстной не оставят супругов никогда. Если бы Божья воля не озаряла чудесами наш грешный мир, он бы давно разрушился.

Жюль Массне снова и снова возвращался к разработке христианских тем, которые звучат в таких его операх, как «Иродиада», «Таис» и «Жонглёр Богоматери». Усилия достигли цели, вновь обратив внимание европейцев конца XIX века на духовные истоки их культуры.

Сегодня наши души снова стремятся к нему — этому блистательному композитору, который писал грациозную и простую для восприятия публики музыку, требующую от исполнителей незаурядного мастерства, а от слушателей — чуткости и духовного настроя.

Почему сказка Массне "Золушка" набирает популярность на сценах?

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку