Сожженная Москва приятно впечатлила Наполеона… запасами вина

2 сентября 1812 года Наполеон входит в Москву, занимает Кремль, но уже 4 сентября в городе начинается пожар, и захватчики-французы (включая императора) вынуждены бежать сквозь копоть и дым. Наполеон пешком проходит до Арбата, и возвращается парадные покои Александра I лишь когда потушен пожар — 8 сентября. Придя в себя, 18 сентября 1812 года Наполеон в письме сообщает, что город горит в соответствии в соответствии с тактикой «выжженной земли», принятой на вооружение русской стороной.

Текст этого письма стал известен благодаря аукциону, где за $58’300 долларов любой желающий сегодня может купить исторический источник, иллюстрирующий русский поход наполеоновских войск. Одиннадцать писем, отправленных Наполеоном Бонапартом, включая депеши из Кремля, поступили в продажу на грандиозном аукционе, где была 19 ноября 2023 года продана миниатюрная шляпа французского императора за за рекордную сумму 2,1 миллиона долларов.

Тем самым был побит предыдущий рекорд продажи другой наполеоновской шляпы, ушедшей с молотка за 1,88 миллиона евро в 2014 году. Её купил южнокорейский бизнесмен.

Ирония судьбы такова, что побеждённый французский император вызывает восхищение людей в разных странах, в том числе в России, поскольку сумел создать, говоря современным языком, сильный бренд.

Таков наш мир, что шляпа ценится куда дороже документов. Зато, вероятно, эти письма после продажи будут введены в научный оборот. Отчасти они открывают секрет, насколько талантливым мастером пиара был «корсиканский выскочка».

В упомянутом письме, написанном Наполеоном из Москвы в разгар её кратковременной оккупации (французы ушли уже 6 октября), император сообщает: «Сегодня я осмотрел главные кварталы. Это был впечатляющий город. Я говорю «был», потому что сегодня более половины города сожжено».

По оптимистическому тону письма можно предположить, что француз ещё не предвидел горечи миллионных потерь, не разгадал умысел Михаила Кутузова и губернатора графа Ростопчина. Однако он уже видел, когда вскоре после занятия французами Москвы в городе начались пожары и взрывы, что они уничтожили практически все запасы продовольствия и фуража, а пожарных для их спасения не нашлось.

Чтобы скрасить впечатление от самосожжения древней русской столицы, хитрец острит: «Мы нашли подвалы, полные вина и других спиртных напитков, которые нам очень понадобятся».

Тем временем другие исторические источники — воспоминания французов об оккупированной Москве, в том числе аббата Сюрюга и будущего писателя Стендаля (тогда он был офицером и его звали Анри Мари Бейль), говорят об обратном. Воспоминания описывают горестные предчувствия, ужас, мародёрство французских солдат и офицеров, и становится понятным, почему Наполеон предпринял несколько попыток начать мирные переговоры и принял решение отступить из Москвы. Дальнейшая оккупация становилась всё бессмысленнее и опаснее.

Найденные погреба французам не только не помогли, но помогли русским разложить их армию. Мы помним, чем закончился поход непобедимого Наполеона Бонапарта на Россию в 1812 году.

Французы безумствовали, и не отставал от солдат и офицеров сам Наполеон. Уезжая из Москвы, только Главный штаб нагрузил 10 тысяч обозов с награбленным добром. 20 октября 1812 года он напишет в другом письме о том, что разрушил несколько башен и участков стены Кремля, который в то время был одновременно императорским дворцом и военной крепостью (письмо уже было продано на французском аукционе в 2012 году за 187’500 евро).

Водозводная, Никольская, Петровская и 1-я Безымянная башни и часть стен Кремля, здание Арсенала, пристройка к колокольне Ивана Великого, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Новодевичьем монастыре были заминированы и взорваны, церкви осквернены. Но благодаря дождю повреждения были минимизированы — уничтожить полностью исторический центр Москвы не дал сам Господь.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку