«Канада должна стать нашим 51м штатом, — прокомментировал президент США Дональд Трамп введение 25%-ного тарифа на канадскую продукцию. — В случае присоединения к США, Канада получит более низкие налоги, безопасность и избежит каких бы то ни было тарифов». Американцы якобы будут покупать свои автомобили взамен собираемых в Канаде Фольксвагенов или расширят территорию.
Если (что невероятно) договор одобрят канадский парламент и конгресс США, канадцы и американцы станут единым государством. Но в этом ли цель любителя торговых войн?
За попыткой принудить Канаду к «аншлюсу» стоит не столько жажда территориальных приращений (она, наверное, позволила бы укрепить авторитет власти, если бы была реальной), сколько экономика. Ставится вопрос об ограничении нефтяных поставок соседа (это основная статья импорта), лукаво называемых «субсидией».
«Без этой масштабной субсидии Канада перестанет существовать как жизнеспособная страна», — уверяет Трамп.
Вопрос о расчётах «субсидии» в $200 миллиардов сразу вызвал полемику в рядах экономистов. Официально цифра дефицита торгового баланса в 2024 году составила $45 миллиардов. Но Трамп, конечно, имел в виду конкретный торговый оборот.
За последним скрывается довольно выгодное для США сотрудничество — американцы закупали и затем перерабатывали канадскую нефть. В настоящее время Соединённые Штаты являются крупнейшим в мире производителем нефти, но их зависимость от импорта нефти из Канады высока как никогда.
По данным EIA, в 2024 году Канада обеспечила 62% импорта нефти США, в то время как Мексика, Саудовская Аравия и Венесуэла вместе — всего 14%.
Провозглашенная же как первопричина борьба с опиоидами (фентанилом) — скорее задача для профильных силовых ведомств.
Очевидно, что переговоры о вступлении Канады в штаты не ведутся — на тарифы был дан чисто экономический ответ. Премьер-министр страны Джастин Трюдо тотчас ввёл (заготовленные) зеркальные тарифы в размере 25% в отношении товаров из США на сумму $30 миллиардов, которые в течение трёх недель охватят американские товары ещё на $125 миллиардов (с учётом времени на адаптацию канадских компаний).
Для мировой экономики итогом политического решения Трампа станет рост цен, прежде всего, на «тяжелую нефть». Повышенный тариф вынудит нефтеперерабатывающие заводы сократить объёмы переработки, ведь нефтеперерабатывающие заводы на Среднем Западе перерабатывают около 70% из 4 миллионов баррелей в сутки (б/с) сырой нефти, импортируемой из Канады.