17 апреля 1961 года произошла высадка 1’400 человек, подготовленных спецслужбами США с целью насильственного свержения правительства во главе с Фиделем Кастро и постановкой под контроль американцев всей «новой кубинской ситуации». Высадка контрреволюционеров «гусанос» в Заливе свиней (Bahia de los Cochinos) является первым и, вероятно, последним событием, ставящем точку в попытках насильственного свержения правительства Кубинской революции со стороны США.
Попытка закончилась полным провалом. Успех в подавлении высадки был обеспечен заранее: народ и правительство во главе с Фиделем Кастро в тот момент были едины в своём стремлении отстоять завоевания Кубинской революции — первой «чистой» революции в Западном полушарии.
Сегодня речь идёт не о достижениях Кубинской революции, хотя в тот момент они были налицо. Народ полностью поддерживал партизан из Сьерра Маэстро. Речь идёт о том, что высадка была намеренным и продуманным шагом американской администрации для дестабилизации начавшейся стабилизироваться ситуации после захвата власти в Гаване и практически на всей территории Острова Свободы.
В 1961 году мне было 6 лет, но я хорошо помню слова своего отца, который тогда ещё сказал: «Высадка на территории Кубы… Сейчас начнётся, подожжён битфордов шнур, а когда он догорит — начнётся Третья мировая война!».
С 1960 года Кубинская революция находилась в орбите СССР. Уже в декабре 1960 года началась антиимпериалистическая риторика в речах лидеров Кубы, которая контрастировала с выступлением Фиделя на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН, где тот во всеуслышание на блестящем английском языке произносил: «I say very clear. I’m not marxist» (Я говорю чётко: я не марксист).
Прошло несколько месяцев, и Фидель не только стал марксистом, но правоверным коммунистом. Более правоверным «христианином», чем даже «Папа» Хрущёв. Такое превращение было продиктовано чисто экономическими причинами. Американцы прекратили закупку кубинского сахара, а СССР не только купил весь сахар, но и дал огромные льготные кредиты. По всему фронту (прежде всего, торгово-экономическому) поддержал «бородачей».
Началась романтическая история под названием советско-кубинская дружба, которая в слегка видоизменённом виде продолжается поныне. Но тогда, во второй половине апреля 1961 года, произошло нечто, что не предвещало ничего хорошего. Все люди, следившие за событиями в Заливе свиней и в целом за ситуацией вокруг Кубы, говорили одно и то же: может начаться Третья Мировая война.
Обратите внимание, что речь не шла о Карибском кризисе, который ещё наступит. Вокруг Кубы происходили какие-то турбулентные явления, которые сразу поставили этот остров в ранг самых сенсибельных и чреватых острыми и взрывоопасными конфликтами проблем международных отношений.
Завтра начинается 8-й съезд компартии Кубы, знаковое событие на острове. Главный лозунг съезда — «Преемственность». Все понимают, что пожилой лидер страны — Рауль Кастро, младший брат лидера Кубинской революции, подаст в отставку с поста Первого секретаря компартии Кубы. На его место, скорее всего, заступит нынешний председатель госсовета страны Диас Корнель.
Куба по-прежнему находится в эпицентре событий не только в Западном полушарии, но является одной из реперных точек в международных отношениях. Как будут происходить события на Кубе: пойдёт ли она по пути демократизации (у неё для этого есть всё), или по пути «закручивания гаек», скатится ли на обочину истории, повторив печальный опыт его давнего друга и единомышленника — СССР эпохи Ленина-Сталина? Вот в чём вопрос.
Несмотря на уход в отставку последнего крупного лидера Кубинской революции Рауля Кастро, руку с пульса кубинской властной системы семья Кастро не сняла. Ответственный за положение в вооружённых силом — Александр Кастро Эспин, старший сын Рауля Кастро Руса.