Очередное заявление Дмитрия Медведева относительно возможности присоединения к России бывших автономий Грузии Абхазии и Южной Осетии, ставших независимыми по итогам российско-грузинского конфликта 2008 года, удивляет, на первый взгляд. Не тем, что Россия может принять автономии в свой состав (об этом как о факте говорят уже года три), а тем, что событие поставлено в зависимость от политики Североатлантического альянса.
«Идея присоединения к России до сих пор популярна в Абхазии и Южной Осетии… Вполне возможно, что она будет реализована, если для этого будут веские причины», — прозвучал сигнал партнёрам на Западе.
При чём тут НАТО, если в законе 1990 года «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» говорилось, что автономии в случае отделения Грузии имеют право остаться в составе СССР (правопреемник — Россия) или обрести независимость?
Автономные республики — советские социалистические государства, являющиеся субъектами федерации — Союза ССР. Автономные республики, автономные образования входят в состав союзных республик на основе свободного самоопределения народов, обладают всей полнотой государственной власти на своей территории
Дело в том, что в осетино-решенном вопросе российские политические круги без необходимости не хотят спешить и разбрасывать средства и силы, концентрации которых требует спецоперация на Украине (СВО).
Да, присоединение автономий — дело времени, и для «реализации идеи» требуется волеизъявление людей не только автономий, но и мнение региона.
Сегодня уже не 31 марта 1991 года, когда на референдуме о выходе Грузии из состава страны «за» проголосовали 99% населения. Из 245 тысяч абхазов более 140 тысяч имеют российские паспорта. Доля жителей Южной Осетии, обладающих гражданством России, превышает 95%.
Грузии, облегчившей получение своих паспортов для этих категорий граждан, до этих цифр далеко, и в конце 2022 года страна посчитала, что ей потребуется $10 миллиардов на программу возвращения мятежных регионов в свой состав.
России также потребуется получить гарантии убедительной победы идеи воссоединения с нами на новом референдуме в Абхазии, и «при воссоединении» не испортить отношения с соседями (такова осторожная позиция зампреда комитета Госдумы по делам СНГ К. Затулина, например).
Но возможное вступление бывшей республики СССР в НАТО и его расширение на восток всегда консолидируют политическую элиту нашей страны и ускоряет принятие решений, от которых зависит её безопасность.
Россия поддерживает Абхазию и Южную Осетию финансовыми вливаниями и готовит базу для «воссоединения» уже давно. Кроме того, доля России в товарообороте Абхазии превышает половину, тогда как Грузия, по самым смелым подсчетам, довольствуется 40% контрабанды из страны. В Южной Осетии схожая и даже более благоприятная для России ситуация.
Но самое интересное — Россия — основной торговый партнер Грузии в 2022 году с долей 16% в товарообороте, что не мешает стране искать поддержки на Западе, в том числе в надежде вернуть регионы, контроль над которыми был потерян в 1991 году.
Российско-грузинские отношения переживают подъём и во многом России страна обязана хорошим экономическим успехам. Поэтому грузины не присоединились к санкциям против Москвы.
И вдруг НАТО неожиданно заявляет, что «Грузия является одним из ближайших партнеров» альянса. Поэтому можно предположить, что сложилась ситуация, когда Абхазия и Южная Осетия будут действительно вскоре «воссоединены» с Россией, что урегулирует их статус непризнанных стран. Остальное — дело расчётов и аналитики.