Африканцы могут стать драйвером развития Восточной Европы?

Журнал Le Monde недавно опубликовал интересное наблюдение о том, что политики стран бывшего Советского блока пытаются разыграть карту африканцев, живущих в этих странах (африканской диаспоры), чтобы улучшить своё экономическое положение и интенсифицировать торговый обмен. Впереди упомянутого направления стоит Россия, недавно объявившая о форуме «Россия-Африка» в октябре 2019 года в Сочи.

Что же должно послужить опорой для продвижения на юг? Считается, что «40’000 афро-русских в настоящее время живут в России», — говорится в документальном фильме, сделанном в 2016 году российским фотографом ганского происхождения Лиз Джонсон Артур. В Польше количество южан скромнее — всего-навсего «5’000 афро-поляков», — так отмечается в записке, опубликованной Сани Рамирезом в Gal-Dem в январе 2018 года.

Всё началось с научного обмена, когда восточно-европейские правительства начали программы обучения в университетах африканских студентов и стали привлекать африканских преподавателей. Благодаря стипендиям многие африканские студенты открыли для себя путь в университеты народных демократий и, конечно же, в Союз Советских Социалистических республик (СССР).

Африканцы потянулись к знаниям. Если в 1950-х годах в Польше обучались всего четыре африканца, в конце 1970-х годов на территории Центральной Европы оказалось уже более двух тысяч африканских студентов. В том числе в высших учебных заведениях СССР прошли подготовку почти 50’000 африканских студентов до 1991 года.

Затем часть этих молодых людей обзавелась семьями, и некоторые решили остаться в своей принимающей стране. От смешанных пар родились дети, которые сегодня составляют большую часть африканских диаспор в СССР и восточном блоке.

Конечно, восточно-европейская миграция из Африки не имеет сходства ни в количестве, ни в качестве с западными коллегами. Так, в Великобритании численность африканской диаспоры составляет 1.8 миллиона человек, согласно данным Международной группы по правам меньшинств, а во Франции их присутствие, по оценкам, составляет 3.6 миллиона человек. Но страны Восточной Европы решили прибегнуть к опыту Запада.

Несмотря на тесную общину, члены этих малых африканских диаспор полезны для своей принимающей страны, поскольку они помогают наладить экономические отношения между двумя мирами. В Польше есть польский депутат замбийского происхождения Киллион Муньяма. Это может быть случайностью, но после посещения Лусаки в Замбии вместе с бывшим премьер-министром Дональдом Туском польская компания Ursus некоторое время спустя подписала контракт на поставку тракторов замбийским крестьянам на сумму 100 млн. долл. США (более 88 млн. евро).

Венгрия также очевидно рассчитывает на свою африканскую диаспору, поскольку она открыто обратилась к членам афро-венгерской диаспоры, таким, как Мария Сарунги Цехай с корнями из Танзании с просьбой активизировать сообщение между Будапештом и Африкой. Таким образом, есть немало примеров, свидетельствующих о том, что бывшие коммунистические страны собираются использовать все имеющиеся у них средства для того чтобы утвердиться на африканском рынке.

Поделиться с друзьями
Subscription