Александр Рудин стартовал во главе РНО с редкой русской музыки

Российский Национальный оркестр (РНО), ранее тесно связанный с именем своего основателя Михаила Плетнёва, начал новую жизнь. Назначенный в октябре 2022 года художественный руководитель оркестра Александр Рудин сделал заявку на расширение восприятия классической, и прежде всего русской музыки.

Увы, политика не всегда вмешивается в творческий процесс, способствуя ему. Однажды при поддержке Михаила Горбачева Михаил Плетнёв осмелился основать первый частный оркестр России, который зарекомендовал себя на мировой сцене и процветал до глобального кризиса 2008 года. Затем коллективу пришлось встать под крылышко государства, а в результате Минкульт на правах хозяина произвёл новую расстановку сил — простился сначала с директором Светланой Рипс, а затем и с всемирно известным маэстро, постоянно проживающим в Швейцарии.

В интервью В. Познеру дирижер признавался, что чем дальше, тем политика глубже проникает в творческую жизнь. По его словам, в СССР она была менее ощутима, «при всех недостатках, ужасных вещах советского времени». Оркестр и основателя разделили сначала ковид, затем спецоперация на Украине (СВО).

Пока полный сил 65-летний Михаил Плетнёв запускает новый международный проект — Rachmaninoff International Orchestra, выпестованный им российский коллектив по просьбе министра культуры Ольги Любимовой возглавил Александр Рудин. Кандидатура музыканта, возглавляющего собственный оркестр Musica Viva и успешно сотрудничавшего ранее с Плетнёвым и РНО, была одной из возможностей сохранить и оркестр, и его высочайший уровень — одного из лучших музыкальных коллективов мира.

Рудин устроил всех: его продвигала новый директор оркестра оркестра Ирина Шигорева, одобрил Плетнев, а музыканты приняли его руководство.

Излишне говорить, что первое выступление Александра Рудина в новом качестве прошло с аншлагом — и сам коллектив, и дирижер представляют собой высоких профессионалов и не впервые работают вместе. Интрига была в том, как изменится творческая жизнь  коллектива под палочкой нового худрука. Первое выступление 28 января 2023 года стало ответом на этот вопрос и программой к действию.

Если Михаил Плетнёв был известен как элитарный по духу музыкант, который будучи либералом по духу представлял собой консервативное начало в музыке, то Александр Рудин — знаменитый сторонник эксперимента, поиска новых граней в музыке.

Первое, к чему он приступил — это открытие страниц русской музыки конца XIX-начала XX века. Были исполнены Н. Черепнин, Н. Мясковский, А. Лядов и И. Стравинский.

«Принцесса Греза» — студенческая работа редко исполняемого в России Николая Черепнина, сразу погрузила зал в таинственное волшебство любви и предварила Концерт Мясковского для виолончели, где за инструмент сел сам Александр Израилевич. Несколько лет назад он уже выступил популяризатором незаслуженно забытого широкой публикой музыканта, записав его Первую и Тринадцатую симфонии.

Александр Рудин и РНО
Александр Рудин и РНО

За Мясковским прозвучали наполненная размышлениями о непостоянстве жизни «Симфония в трех движениях» И. Стравинского и задорные мистические «Восемь русских народных песен» Анатолия Лядова.

Все четыре композитора связаны с «Русскими сезонами» в Париже, они попадали в поле зрения выдающегося антрепренера Сергея Дягилева.

Первым, к кому обратился создатель проекта, был Николай Черепнин, который стал ведущим дирижером «Русских сезонов» и автором знаменитых на всю Европу балетов. Другим композитором сказочных балетов Дягилева стал Игорь Стравинский — он занял место Анатолия Лядова, когда тот не успел выполнить свой заказ в срок.

Известный делец от искусства умел распознавать талант и выявлять то, что будет иметь успех в Европе. Обратил он свой взор и на Николая Мясковского, который предложенное ему сотрудничество с Дягилевым отверг.

Музыка некогда прогремевшего на весь мир русского Серебряного века — хорошее начало для нового пути знаменитого оркестра РНО, по всему миру известного исполнением русской музыки, в том числе шедевров рубежа XIX-XX веков. Отныне РНО будет знакомить публику с новыми гранями классического искусства и расширит восприятие в том числе русской музыки, не отступая от традиций коллектива, которые А.И. Рудин взялся свято хранить.

 

Автор фото: Ирина Шимчак

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку