Алексей Громыко: c европейским бизнесом работа продолжается и сейчас

Алексей Громыко

Специальный представитель Президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов на прошедших «Примаковских чтениях» 2023 года много говорил о развороте логистической системы России в сторону Арктики и в восточном направлении, к которому ранее, по его словам, в российском правительстве относились с недостаточным вниманием. Новые логистические направления стали продумываться ещё в 2021 году, после того как на Суэцком канале сел на мель огромный борт, и в течение недели принёс многомиллиардные убытки мировой торговле.

Трудно не согласиться с планами российского правительства развивать океанский флот на Дальнем Востоке и в Мурманске, где к концу 2023 года появится глубоководный незамерзающий порт. Можно и нужно радоваться за обновление порта Астрахани и разработку «Севморпути». «Датские проливы теперь из-за санкций могут быть подвергнуты контролю, и по сравнению с европейскими маршрутами альтернативные маршруты надёжнее, потому что таких рисков нет, — говорит Сергей Борисович. — К тому же, на транзите можно много и хорошо зарабатывать».

Проблема только в том, что Европа — по-прежнему один из важнейших партнёров России, игнорировать которого нельзя. Поэтому спикеры на мероприятии так много говорили о рисках для мирового и российского энергетического рынков в условиях санкций и экологической повестки дня, принятой на вооружение Евросоюзом.

Мы решили обсудить вопрос российско-европейских отношений и связанных с ними рисков с человеком, который является ключевым научным авторитетом в этих делах. Член-корреспондент РАН, директор Института Европы РАН Алексей Громыко любезно прояснил ситуацию для читателей Культурно-политического журнала «Э-Вести».

ЭВ: Алексей Анатольевич, какие риски вы видите в ближайшее время на европейском направлении для российской энергетики? 

Алексей Громыко: В основном я здесь вижу технологические и геополитические риски. Технологические риски «зашиты» в так называемую «зелёную сделку Евросоюза»: руководство ЕС переоценило возможности технологий в связи с переходом на альтернативные источники энергии, в переходе от одного промышленного уклада к другому. Геополитические риски мы видим в последнее время и в Европе, и на Ближнем Востоке. Локальные конфликты будут влиять и на цену энергоресурсов, и на логистические маршруты.

ЭВ: Что касается технологических возможностей, то это не только проблема ЕС, Есть ли в России возможности, сопоставимые с потерянными европейскими поставками? «Поднимем» ли мы оборудование до того уровня, который был ранее?

Алексей Громыко: У нас это уже делается, но решение технологической проблемы зависит не только от России: используется параллельный импорт, закупки аналогичных технологий из дружественных стран. Здесь есть риски, но, насколько я понимаю, пока они купируются и катастрофическая ситуация не складывается. Ясно лишь, что это длительный процесс — мы слишком долго полагались в экономике, включая стратегические отрасли, на импортные закупки. Сейчас придётся в каком-то форс-мажорном виде выходить из этой ситуации.

ЭВ: Как Вы полагаете, мы с Европой будем работать в дальнейшем?

Алексей Громыко: С европейским бизнесом работа продолжается и сейчас. По газу, например, за сентябрь 2023 года Евросоюз закупил намного больше российского и сжиженного газа, и нефти, чем он это делал до сих пор. Бизнес ищет любые возможности, чтобы не дать политикам нанести себе ущерб, от которого бизнес перестанет быть прибыльным и не будет в состоянии оправиться. По мере того, как региональные конфликты будут разрешаться, будут пробивать себе путь отношения в деловой сфере. В зависимости от ряда факторов, по умеренному прогнозу, это может потребовать порядка двух лет.

Поделиться с друзьями
Subscription