Борцы с фашистской идеологией зарегистрировали нацистские лозунги и аббревиатуры как принадлежащие им торговые марки.
Детская кроватка, украшенная слоганом «I love Htlr», была одним из самых вопиющих примеров, с которыми столкнулся Шимон Книттель, креативный директор немецкого рекламного агентства Jung von Matt, когда начал копаться в тёмном мире нацистских товаров.
Тогда он решил взять быка за рога и применить свой творческий ум, чтобы найти практическое решение проблемы распространения ультраправых товаров с нацистскими лозунгами.
Эти лозунги в Германии можно обнаружить везде, от боксёрских трусов до пивных кружек, от футболок до подушек, от худи до очечников. Товары с нацистской символикой — часть быстро растущей онлайн-торговли, которая, по словам антифашистов, помогает неонацистам иметь твёрдую экономическую базу, заявлять о себе в открытую и вербовать новых членов.
Аббревиатура «Htlr», гласные в которой удалены — слово «Гитлер». Полная версия поставила бы бренд вне закона, и сокращение фамилии нацистского преступника — лишь один из многих примеров таких сокращений. Ещё существуют VTR LND — «Vaterland» (отечество) и HKNKRZ — что означает «Hakenkreuz» (нацистская свастика).
«Нацисты — новаторы, — говорит Книттель. — и моя роль в том, чтобы творчески решить проблему». Он скооперировался с антифашистской группой Laut gegen Nazi (Громко против нацистов, LGN) и гамбургской юридической фирмой, чтобы через бюро товарных знаков пробить брешь в бизнес-модели неонацистов. Их кампания называется «Права против правых».
Первым успехом этой инициативы стала регистрация прав на товарный знак для аббревиатуры VTR LND. Так нацистские интернет-магазины потеряли возможность продавать предметы с этой надписью. Они получили письма с уведомлением о том, что товарный знак защищён, а товары с аббревиатурой продаются незаконно.
«VTR LND является бестселлером в трёх интернет-магазинах, согласно их собственной статистике, — говорит предприимчивый Книттель. — Так, мы ударили их по больному месту».
Передача торговой марки VTR LND в руки антифашистов также означает, что компании, использующие её, должны будут декларировать, сколько товаров они продали, включая исторические продажи, и им придётся выплачивать любой доход в пользу правообладателя или столкнуться с четырёхзначными штрафами.
Доход идёт на оплату дальнейших регистраций товарных знаков – 1600 евро за заявку в европейском офисе, от 400 до 600 евро в Германии. «Мы создали самодостаточную систему», — говорит Книттель.
Параллельно запущена краудфандинговая кампания для обеспечения юридической защиты – в первую очередь потому, что товарные знаки могут оспариваться каждые пять лет, если они не используются в коммерческих целях.
«Это только начало, — говорит глава LGN Йорн Менге. — Мы уже подали заявки на другие товарные знаки для других праворадикальных кодов в надежде остановить их продажи. Это извращение, что они смогли легально распространять свои взгляды по всему миру и финансировать себя, продавая свои товары в розницу. Мы пытаемся положить этому конец».
Впрочем, новый метод борьбы с неофашистами не идеален.
Среди примерно 100 таких шифрованных аббревиатур некоторые пока невозможно запретить, например цифры: 88 означает восьмую букву алфавита, или HH, сокращение от Heil Hitler; а 18 — это код Адольфа Гитлера, хотя в последнее время власти Германии ограничили его использование в автомобильных номерах.
Попытки зарегистрировать торговую марку HKNKRZ также пока отклонялись ведомством по товарным знакам из-за того что, по словам чиновника, такой товарный знак является «нарушением общепринятых норм приличия».
Антифашисты говорят, что хотя публично нацисты заявляют о муравьином масштабе кампании противников, в их чатах чувствуется раздражение.
Книттель, для которой кампания начиналась как хобби или пиар-акция, теперь думает расширить её масштабы, зарегистрировав товарные знаки в США. Также им планируется создать общедоступную базу данных, «чтобы собрать все нацистские коды, повысить коммерческую осведомлённость о них, а также сделать общественность более внимательной к ним».
Размышляя о данной «креативной» кампании, нельзя не задаться вопросом: хорошо ли, если борец с людоедами будет сам действовать, как людоед?
Похоже, Книттель больше играет на руку неонацистам, являясь инструментом известной концепции «Окон Овертона», когда под лозунгом борьбы ведётся пропаганда совершенно противоположных вещей. Так, он скоро будет продавать билеты на иммерсивное шоу «Узники Бухенвальда» для БДСМ-аудитории и уверять, что это образовательная программа по профилактике нацизма.
Но с точки зрения бизнес-модели антифашиста можно похвалить, акция действительно разработана с творческим подходом.