Архитектор нового музыкального мира: Яннису Ксенакису — 100

Архитектор нового музыкального мира: Яннису Ксенакису - 100

29 мая 1922 года родился архитектор и композитор Яннис Ксенакис. Объединив искусство и науку, он сильно опередил свое время: многие его музыкальные сочинения остаются на острие авангарда, а архитектурные творения причислены к классике концептуализма.

Яннис Ксенакис (1922 – 2001)
Яннис Ксенакис (1922 – 2001)

Яннис родился в Румынии в греческой семье, где искренне любили музыку. Когда мальчику было 10 лет, его родители вернулись в Грецию. Здесь Яннис начал изучать музыку и параллельно получил инженерное образование в Политехническом университете в Афинах.

Годы Второй Мировой пришлись на период мятежной молодости, Ксенакис в составе партизанского отряда сначала сражался против фашистских сил, а с 1944 – с английскими вооруженными отрядами. Памятью тех страшных лет стал шрам на левой половине лица и утраченный глаз. Из-за дезертирства из регулярной греческой армии, Ксенакиса признали государственным преступником и приговорили к смертной казни. Этот приговор отменят только в 1974 году, а пока он – беглец, скрывающийся сначала в Италии, а затем во Франции.

Имея прекрасное инженерное образование, Ксенакис устроился на работу в мастерскую легендарного Ле Корбюзье. Сперва участвуя в проектах как рядовой сотрудник, Ксенакис быстро расположил к себе мастера. В 1956 году ему поручено проектирование павильона «Philips» для Всемирной выставки «Экспо-58» в Брюсселе.

Павильон, получивший название «Электронная поэма», был спроектирован с применением математических методов построения поверхностей, а со стороны напоминал огромную арфу. Ксенакис принимал активное участие и в музыкальном наполнении павильона. Заходя внутрь, посетители попадали в особый звуковой мир. Аудиоряд для него Ксенакис создал вместе с Эдгаром Варезом.
Павильон, получивший название «Электронная поэма», был спроектирован с применением математических методов построения поверхностей, а со стороны напоминал огромную арфу. Ксенакис принимал активное участие и в музыкальном наполнении павильона. Заходя внутрь, посетители попадали в особый звуковой мир. Аудиоряд для него Ксенакис создал вместе с Эдгаром Варезом.

Параллельно с архитектурной работой Ксенакис продолжал свои музыкальные занятия. Его новаторский подход к музыке долго не находил отклика среди самых передовых французских музыкантов. Первым потенциал разглядел Оливье Мессиан.

Я сразу понял, что передо мной не один из многих. У него были уникальные способности. Я сделал нечто ужасное, что я никогда не делал ни с одним из своих студентов (поскольку я считаю, каждый должен изучать гармонию и контрапункт), но это был столь неординарный человек, что на его вопрос стоит ли ему заниматься этими дисциплинами, я ответил: Нет, вам уже тридцать и вам повезло быть греком, быть архитектором и математиком. Используйте в своих интересах эти вещи, привнесите их в свою музыку.

 Из воспоминаний О. Мессиана

Ксенакис пришел в музыку как изобретатель и предложил совершенно новый принцип композиции. В его основу он положил математический принцип теории вероятности, а звуки воспринимал как некие массивы и звуковые массы. Он сочинял свои произведения как истинный архитектор: создавал музыкальные пространства, проектировал движение звуковых линий и лишь затем уточнял детали партитуры.

«Метастазис» с его знаменитым протяженным глиссандо в начале партитуры нельзя слушать с опорой на классический опыт. Это Новая Музыка, здание которой рождается в момент прослушивания. Просто надо следовать за движением звуков, которые как трехмерные поверхности сформируют все здание произведения.

Ярая критика музыкального сериализма, которую Ксенакис излагал в своих статьях, настроила против него большую часть авангардистов. Даже для них – передовых музыкантов 1950-70-х годов – он был слишком передовым. Но музыкальные эксперименты Ксенакиса стали неотъемлемой частью звучащего ХХ века. Произведения исполнялись на фестивалях современной музыки и сопровождались по желанию композитора световыми представлениями, партитуры для которых он программировал с помощью ЭВМ. Нередко для исполнения своих композиций Ксенакис выбирал площадки под открытым небом, напоминающие древнегреческие театры и храмы.

Такие светомузыкальные композиции Ксенакис называл политопы. Он создавал то, что сегодня мы привыкли видеть на концертах популярной и часто классической музыки: синтез света, музыки, визуальной картинки, объединенные рамкой одной или нескольких площадок.

100-летие Янниса Ксенакиса широко отмечается в этом году по всему миру. Тематические фестиваля проходят во Франции, Греции, Великобритании, Финляндии, США, Бразилии… Музыка архитектора нового музыкального мира будет звучать и в России, что особенно ценно – произведения Ксенакиса невероятно сложны с технической стороны и достаточно редко появляются в концертной афише.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку