В марте 2022 года Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция заморозили сотрудничество с Россией в Арктическом совете из-за того, что наша страна не соблюдает границ государств в ходе спецоперации на Украине (СВО). При этом арктические приграничные укрепления остались прежними, и Россия напомнила западным странам про то, что им также нужно уважать территориальную целостность и суверенитет.
Цена вопроса — $4.4 миллиона. Виновники нарушения международного права — 42 северных оленя из Норвегии, которые в течение двух месяцев щипали сочную траву заповедника «Пасвик» в Мурманской области. Счёт был выставлен за нескромный чужой рацион, и правонарушители отправлены обратно в феврале 2023 года.
Ветхий забор, препятствующий пересечению границ оленями, был построен в 1954 году. Он находятся в плохом состоянии, что позволило животным произвести нарушение границ, говорится в заявлении Норвежского управления сельского хозяйства. «Пересечение границы с Россией строго запрещено, в том числе и северным оленям», — напоминает документ.
Но сделанного не воротишь, и пока норвежцы укрепляют границу со своей стороны, заповедник уже направил иск с истребованием компенсации за выпас сбежавших оленей, с которым не согласились за рубежом. С учётом отягчающих обстоятельств (место и длительное время питания), получается $4.4 миллиона.
Слишком дорого для рогатых норвежцев, 40 из которых уже забиты за правонарушение внутри страны летом 2023 года (в это не поверила российская сторона, сказав, что могли быть забиты другие откормленные олени, а не правонарушители).
Недоверие между арктическими державами усиливается и активизирует юридические споры. Напомним, что накануне путешествия оленей в Норвегии были конфискованы деньги одного из россиян в размере $7 миллионов. Окружной суд Вестфолда не поверил в то, что они были отправлены в качестве гонорара юристам — решил, что это выведенные из России деньги, нажитые нечестным путём.
Оленей выпасают саамы в Норвегии — коренной народ, которому не так-то просто объяснить, что времена дружбы прошли и животных нужно строже держать в узде. Проблема в том, что в Норвегии не только чтут международное право, но и законодательство, гарантирующее малым народам сохранность вековых обычаев, невмешательство в них.
Оленеводство — ключевой промысел саамов; олени — их еда, транспорт, одежда, которое требует вольного выпаса скота. И у.ж совсем непросто перенести исторические места коренного народа, как этого требует российская сторона, подальше от границ.
Обновлённая прочная преграда для передвижения оленей будет построена к 1 октября 2023 года. На это потребуется сущий пустяк — $167 тысяч, по сравнению с обильным дорогостоящим питанием в российском парке «Пасвик». Но за него, видимо, придётся заплатить.
Директор заповедника Наталья Поликарпова сообщила ТАСС, что всерьёз намерена требовать от норвежского правительства $4.4 миллиона. Причём она подчеркнула, что Россия кормит норвежских оленей не впервые, это происходит регулярно.