Армянский аналог Могучей кучки создали пять композиторов-ровесников

Армянский аналог Могучей кучки создали пять композиторов-ровесников

Бабаджанян, Арутюнян, Мирзоян, Сарьян и Худоян родились в Армении в 1920-1921 годах и после Великой Отечественной создали Армянскую могучую кучку.

Армянская могучая кучка: сидят слева направо - Эдвард Мирзоян, Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, стоят – слева Лазарь Сарьян, справа – Адам Худоян.
Армянская могучая кучка: сидят слева направо — Эдвард Мирзоян, Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, стоят – слева Лазарь Сарьян, справа – Адам Худоян.

Дружеское и творческое объединение молодых армянских композиторов-ровесников зародилось в годы учебы в Ереванской консерватории. Этот музыкальный вуз окончили четверо членов будущей группы, за исключением Лазаря Сарьяна. Он в 1939 году был призван в армию и прошел всю Великую Отечественную войну как командир сначала пулемётного расчета, а затем отделения. После окончания войны завершил музыкальное образование в Московской консерватории.

Окончив Ереванскую консерваторию в 1946 году, Бабаджанян, Арутюнян, Мирзоян и Худоян поступили на курсы Армянской культурной студии в Москве, где занимались под руководством Хачатуряна и Шостаковича.

Название объединению нашлось из истории музыкальной культуры XIX века. Группу из пяти армянских композиторов сравнили с легендарной Могучей кучкой, в которую в середине прошлого столетия входили Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи.

«Могучая кучка» (Балакиревский кружок) на картине А.В. Михайлова. 1850
«Могучая кучка» (Балакиревский кружок) на картине А.В. Михайлова. 1850

Из пятерки армянских композиторов особо выделялись Арно Бабаджанян и Александр Арутюнян. Еще в молодые годы оба музыканта были удостоены Сталинской премии (Арутюнян в 1949, Бабаджанян в 1951). Арутюнян более 35 лет руководил Армянской филармонией, более 40 лет преподавал в Ереванской консерватории и воспитал не одно поколению армянских музыкантов. Арно Бабаджанян прославился как выдающийся композитор-песенник, хотя не менее активно работал в жанрах музыкального театра, инструментальной камерной и симфонической музыки.

Композиторы Армянской могучей кучки в творчестве активно опирались на традиции армянской национальной музыки, включая ее мелодические и ритмические формулы в классические музыкальные формы. Симфонии, поэмы, увертюры, рапсодии, оперы и балеты – жанровое многообразие творчества пятерки включает практически весь арсенал академической музыки и выходит далеко за ее пределы во множестве эстрадных сочинений, музыке к кинофильмам и легендарных песнях на слова поэтов-современников.

А. Бабаджанян/ А. Арутюнян. «Армянская рапсодия» для двух роялей.

Творческое взаимодействие между участниками Армянской могучей кучки выстраивалось по самым разным сценариям. Творческое общение становилось источником идей для новых произведений и сюжетов, композиторы работали над совместными проектами и помогали друг другу советами. Один из примеров такой творческой коллаборации – музыка к армянскому фильму 1958 года «Песня первой любви». Огромную популярность эта лента приобрела во многом благодаря запоминающейся музыке и песням, которые сочинил Арно Бабаджанян. Но аранжировку музыки для эстрадного ансамбля, состав инструментов которого отражал армянские музыкальные традиции, выполнил Лазарь Сарьян, добавив в нее незабываемый солнечный колорит родной Армении.

А. Бабаджанян, слова Г. Регистана, аранжировка Л. Сарьяна. «Песня первой любви» из одноименного кинофильма (1958)

Творческое сотрудничество армянских кучкистов активно развивалось и в исполнительской сфере. Фортепианный дуэт Арно Бабаджаняна и Александра Арутюняна неоднократно выступал и записывался, исполняя совместные произведения или музыку друг друга.

А. Бабаджанян и А. Арутюнян исполняют на двух роялях пьесу «Праздничная»

Могучая кучка армянских композиторов, в отличие от своих предшественников, не имеет даты распада сообщества. Дружеские и творческие контакты объединяли пятерку музыкантов на протяжении их жизней, а встречи друзей-композиторов, по воспоминаниям современников, всегда проходили шумно и весело, отражая свойственные всем армянам живость общения и позитивный взгляд на мир.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку