«Бедная маленькая месса» Джоаккино Россини

«Бедная маленькая месса» Джоаккино Россини

Композитор каялся, что создан для опер, но последние три десятка лет писал (и то редко) только камерную и духовную музыку.

Став к 37 годам «итальянским Моцартом», признанным мастером оперы-буфф, заслужив признание публики и музыкантов-современников, Джоаккино Россини оставляет оперное поприще. С этого момента и до конца жизни (76 лет) он лишь дважды прервет свое композиторское молчание для крупных опусов, оба раза обратившись к жанру духовной музыки. Он создаст Stabet Mater и Маленькую торжественную мессу, между которыми пролегают долгие 20 лет.

Джоаккино Россини на фотографии 1865 года
Джоаккино Россини на фотографии 1865 года

Последний шедевр Россини написан в загородном доме в предместье Парижа Пасси. На полях опуса Россини так и указал, что месса создана для исполнения в этих местах. Восьмичастное произведение основано на латинских текстах католической мессы.

Будучи весьма остроумным человеком, на титульном листе произведения Россини оставил весьма ироничное послание:

Боже милосердный, вот она и закончена, эта бедная маленькая месса. Благословенная ли у меня получилась музыка или проклятая? Ты ведь знаешь, я рождён для оперы-буфф! Немного уменья, чуть-чуть души — всё тут. Будь же прославлен и ниспошли мне рай.

Первая версия Маленькой торжественной мессы создана для камерного состава исполнителей. Россини пишет мессу для двенадцати человек – по числу апостолов: восемь из них поют хоровые партии, четверо – сопрано, меццо, тенор и баритон – солируют. Инструментальное сопровождение мессы ведут рояль и фисгармония, партии которых дублируют друг друга.

Камерный вариант мессы впервые прозвучал 14 марта 1864 года – в третью годовщину кончины французского композитора и педагога Луи Нидермейера, который, вероятно, и был причастен к обращению Россини к жанру духовной музыки. Месса прозвучала в часовне графини Луизы Пийе-Виль, которой композитор посвятил произведение. На премьере присутствовал узкий круг приглашенных гостей, в числе которых были композиторы Даниэль Обер и Джакомо Мейербер. Последний был настолько восхищен мессой, что сразу после исполнения направил Россини восторженное письмо – автор на премьере не присутствовал, посетив накануне генеральную репетицию.

Маленькая торжественная месса Россини звучит в исполнении Московского государственного академического камерного хора под управлением Владимира Минина

В 1866 году Россини вернулся к мессе с задумкой оркестровать ее для исполнения симфоническим оркестром. Причиной такого решения, скорее всего, стало опасение Россини, что это сделает кто-то иной:

Как только найдут её в моём наследии, явится господин Сакс со своим саксофоном или господин Берлиоз с другими великанами современного оркестра, захотят инструментовать мою мессу и убьют этим несколько моих вокальных голосов, а заодно благополучно прикончат и меня самого. Ибо я всего лишь бедный мелодист!

Как действительно прекрасный мелодист и непревзойденный гений ярких мелодий, Россини выполнил максимально аккуратную оркестровку мессы, сохранив ту хоральность, которая присуща оригиналу с аккомпанементом фортепиано и фисгармонии (органа).

В оркестровом варианте Маленькая торжественная месса прозвучала уже после смерти Джоаккино Россини 13 ноября 1868 года. Импресарио и композитор Морис Стракош приобрел у вдовы композитора права на исполнение этого последнего шедевра и исполнил его 28 февраля 1869 года в день рождения Россини, а затем организовал концертный тур мессы по нескольким европейским городам и познакомил с ней широкий круг слушателей.

Камерная по характеру, Маленькая торжественная месса Россини является образцом утонченной романтической лирики, которая далека от своих литургических корней. Это пиршество непревзойденного мелодического дара композитора, реализованное во вдохновенных ариях, ярких соло и даже в достойной самого Баха фуге. Изучая творчество Джоаккино Россини до и после его последней оперы «Вильгельм Телль», можно предположить – уход композитора из тесных рамок оперы в мир духовной музыки был шагом в сферу чистого искусства, свободного от каких-либо ограничений и установок.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку