Международная торговли и активизация межнациональных связей, наблюдающиеся сегодня, ставят перед бизнесменами России новые задачи, до сих пор требовавшиеся только дипломатам. От понимания другой культуры подчас зависит развитие бизнеса и итоги деловых переговоров. Об этом говорили эксперты на круглом столе «Международные аспекты деловых коммуникаций» Московской ТПП 23 января 2019 года.
Представитель израильской ТПП Сергей Урин отметил, что проблема шире отдельных контрактов, но всё развитие общества замыкается на реальное взаимодействие бизнеса, компаний из разных стран. «Деловой мир обеспечивает главную интеграцию общества. Политика, культура и спорт не могут развиваться без патроната и поддержки бизнеса», — подчеркнул он. Кстати, Израиль — одна из стран, где национальные особенности не вызывают серьёзных проблем, ведь 60% израильских бизнесменов — это выходцы из нашей страны.
Александр Иванович Борисов, Генеральный директор Московской Международной Бизнес Ассоциации (ММБА), поделился опытом работы с партнёрами других стран: «Есть также целый ряд моментов, которые приняты у других культур, их необходимо учитывать.
У китайцев на первое место ставится фамилия, и они привыкли кланяться при разговоре. В знак уважения; чем больше уважения — тем ниже поклон. Визитную карточку нужно внимательно прочесть.
Когда идут переговоры с французом или американцем, эмоциональность способствует успеху. В Бразилии же горячность вызывает обратную реакцию. А сказать: «Я с Вами совершенно не согласен», — значит обидеть партнёра.
Быть внимательней к партнёру, учитывать язык тела. Например, американцы избегают отрицательного ответа, и тут надо читать между строк, наблюдать за движениями партнёра». Есть особенности и у русских: «Например, это все отмечают в мире, русские не отвечают на письма и смс новых партнёров, — отметил он. – Надо отвечать».
«Вежливость – это первое, чему надо учиться», — уточняет Генеральный директор ООО «Балашова, Брук и Партнеры» Пауль Брук.
Игорь Сорокин, представитель Американской Торговой Палаты в России обратил внимание на аспект проникновения бизнес-культур разных стран, в частности, на прижившиеся у нас американские методы переговоров. Но это к лучшему. «Мы хотим взять лучшие компетенции, лучшие американские и европейские практики», — сказал он. Сообщество развивает новые форматы встреч своих членов, в частности, массовые 3-минутные презентации представителей малого бизнеса коллегам из крупного, до которых в другом случае было бы трудно «достучаться».
Во многом благодаря эффективности таких деловых форм, торговля Москвы с США по итогам года выросла на 28%, при этом несмотря на санкции бизнес США вложился в нашу страну ещё больше. «Мы регулярно делаем опросы по инвестициям… Цифры в разы больше официальной статистики. Мы поняли, что большинство американский компаний международные. Их товарооборот часто идёт в Россию через другие страны».