Кто бы мог подумать, что во главе правительства Каталонии встанет Пере Арагонес — человек, который стяжал славу самого радикального сторонника независимости Каталонии?
Артур Мас, Ким Торра, Карлес Пучдемон — это бледное подобие нынешнего главы каталонского кабинета. Пере Арагонес — выходец из традиционной каталонской, «каталонистской» среды — лидер самой радикальной из парламентских партий Каталонии, традиционно стоящей на позициях независимости региона.
Партия, которую он возглавлял многие годы — «Эскерра републикана» (Esquerra Republicana de Catalunya, левые республиканцы) — это одна из старейших партий Испании. Ещё во времена Гражданской войны (1936-1939 годы) она выступала за отделение Каталонии от Испании и за провозглашение в регионе республиканского строя вне испанского политического контекста.
Пере Арагонес также возглавлял, пусть и в качестве временно исполняющего обязанности, правительство с 2018 года. Он стойкий сторонник амнистии по отношению ко всем политическим заключенным, включая Ориола Жункераса, осуждённого на 13 лет за попытку проведения референдума в пользу выхода Каталонии из состава Испанского государства. Он также выступает за «снятие схизмы» с «беглецов» — Карлеса Пучдемона и его соратников, являющихся де-юре депутатами Европарламента.
За Пере Арагонеса проголосовало более 70 депутатов парламента Испании, против — 61 человек. Все оппозиционные (в основном, стоящие на позициях независимости Каталонии) партии как в Федеральном парламенте — кортесах, так и в каталонском парламенте, поддержали его кандидатуру.
Пере Арагонес, находясь на посту в политической каталонской организации, «засветился» как один из самых ярых публичных ораторов и трибунов, выступающих за решение каталонской проблемы в контексте результатов референдума, проведённого 2 года назад.
Удивительно, но факт, что центральные испанские власти — прежде всего, правительство и Королевский дом, мирно и уважительно отнеслись к решению каталонского большинства — выдвижению кандидатуры г-на Арагонеса. Широкий диалог, о котором наше издание писало уже несколько лет, а автор этих строк писал ещё в 2010 году, следует понимать как единственный выход из создавшегося положения. Принимать надо те правила игры, которые уже установились за последние нелёгкие годы после проведения референдумов (их было 3) в ходе бурного и конвульсивного обсуждения их результатов.
Решение каталонской проблемы лежит не в политической, не в морально-нравственной и не в социо-культурной сферах, но в сугубо экономической. Как только будет решён вопрос об экономическом статусе Каталонии в составе установившейся модели в Испании в целом, все стихии, связанные с сепаратизмом и каталонистскими настроениями, исчезнут.
Формула счастья известна. Существует две модели в рамках сегодняшней Испании: модель Страны Басков и Наварры. Надо призвать экономистов и учёных, возможно, и математиков, и разработать взаимно приемлемую формулу на основе консенсуса: найти общий знаменатель между кредитополучателями и кредитодателями. Другими словами, отправлять в федеральный бюджет столько же, сколько оставлять себе, в Каталонии.
Здесь важны нюансы. Эти нюансы и надо обговорить, и наконец-то разрешить эту коллизию. Фигура Пере Арагонеса позволяет это сделать: он человек гибкий, хоть и по-своему принципиальный.