Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, выступая по видеосвязи перед участниками саммита БРИКС, подчеркнул необходимость создания новых платежных систем для стран блока. По его словам, это соответствовало бы целям группы БРИКС для мировой экономики. Ввиду отсутствия бразильского лидера на встрече в России из-за травмы головы, коренные изменения как в БРИКС, так и для всей мировой экономики могут отодвинуться на неопределенный срок.
Начну издалека. Доклады Международного валютного форума (МВФ) всегда скрывает проблему: кто является основным регулятором мировой экономики?
Если мы знаем, кто или что является основным регулятором, становится понятным, как определять векторы развития международных экономических отношений и куда инвестировать.
Главная проблема мировой экономики — отсутствие «зацепок» (правил, согласно которым можно что-то планировать в среднесрочной перспективе), без которых все инвестиции «провисают».
Инвестиции (мы говорим об объёмах не менее 100 млн дол) начинают «работать» в среднем через 5-6 месяцев.
В 1944 году шла ещё война, но все главные участники мировой экономики подписали документы, согласно которым создавались основные правила мирной экономики. Это была Бреттон-Вудская система, которая просуществовала 25 лет и была заменена на сходную по логике систему — Ямайскую, вариант Бреттон-Вуда. Сегодня мы живем практически в той же системе, что и в 1945 году.
24 октября мы отмечаем День ООН. Тогда в конце войны устав организации подписала 51 страна. Сейчас по этим правилам живут 192 государства.
Вернемся к началу. Что стоит главе угла перед мировым экономическим сообществом? Всё то же, что и было в 1945 году. Кто и как будет определять основные правила, по которым будет двигаться система?
Худо-бедно система, основанная на принципах Бреттон-Вуда, существует до сих пор. Она несовершенна, отчасти и не работает. Но это всё же лучше, чем ничего. По существу, то, к чему призывает система БРИКС — смене парадигмы, созданию новой финансовой системы, полностью отменяющей какие-либо даже отдаленные намеки на Бреттон-Вуд, чревато не просто хаосом, а движением в небытие.
Президент Бразилии выступил с инициативой смены существующей валютно-финансовой системы и замены её на некую новую, суть и содержание которой:
а) не сформулированы до конца,
б) формируются на основе национальных (не мировых) валют стран-членов БРИКС,
с) в качестве регулятора выдвигается центральный-объединенный странами-членами БРИКС банк, который не регулирует даже финансовые потоки самих государств.
Возникает вопрос, пока риторический: насколько эта инициатива имеет перед собой реальные перспективы? Законно следующее размышление: если пока ничего нет, и по существу ничего конкретного нет, то зачем крушить-ломать-ликвидировать то, что есть, работающее?
Приведу пример. Раздаются голоса (в последние дни интенсивно вбрасывается в печать), что Германия будет переходить на более близкие валютно-финансовые и финансово-экономические отношения с Индией, чтобы исключить стратегическую зависимость от Китая.
Если третья экономика в мире всерьёз рассматривает такие действия, то не логично ли будет лет на 25 отложить вопрос о пересмотре глобального Бреттон-Вудского наследия?
Мировая экономика — вещь не абстрактная, а вполне конкретная, и работает она по двум основным глобальным критериям: активные действия международных финансовых структур и глобальная торговля. Одно без другого не может существовать, как близнецы-братья.
БРИКС как объединение, как экономическая структура не сопоставим с «Большой семёркой», а «Большой двадцатке» оно проигрывает по всем параметрам.
Что положительного для мировой экономики может предложить БРИКС? Очень многое. Потенциал этой группировки действительно велик и является основой для размышления международного экономического сообщества относительно главной угрозы мировой экономики — фрагментарности.
Мы не раз обращали внимание на фрагментарность, основанную на росте мировой инфляции. Но мировая инфляция — это ничто иное как результат неурегулированности, дерегулированности международно-финансовой системы. Борьба с мировой инфляцией не может сводиться лишь к действиям ФРС. Всё более очевидно, что она никак не может заменить мировую валютно-финансовую систему, хотя по-прежнему и играет роль мирового регулятора.