Если Аргентина отзовёт свой мандат на вступление в БРИКС после того как в ней победят оппозиционные силы, в организации останется только одна латиноамериканская страна — Бразилия, что сделает невозможным обозначение БРИКС как организации латиноамериканского континента; объединение снова станет организацией одной-единственной латиноамериканской страны.
Теперь о главном. Можно ли считать потенциальный отзыв мандата на вступление в эту организацию со стороны Аргентины «пощёчиной» одной из стран-участниц БРИКС? Ответ: нет!
Всё по порядку. Отзыв мандата на вступление Аргентины в БРИКС, как заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков — решение, которое вправе принимать каждая страна-кандидат. Всё верно. Право-то она имеет, но всё дело в том, что лежит в основе этого права. В основе такого решения лежат чисто внутриполитические аргументы данной страны.
Дело, однако, в том, что аргументы всегда имеют свойство быть внутриполитическими, в то время как они всегда внешнеполитические.
Под внешнеполитическими причинами мы понимаем вполне конкретные внешнеэкономические причины: если по какой-то причине произойдёт осечка и мандат на вступление Аргентины в БРИКС будет отозван, произойдёт непредвиденное, но вполне предвиденное! Никто никому ничего говорить не будет, но произойдёт то, что в таких случаях происходит всегда: ослушание наказуемо.
Здесь я хочу привести слова премьер-министра Великобритании, сына английского аристократа и американской индианки Уинстона Черчилля. После премьер-министра Питта Младшего, победившего Наполеона и посадившего его в клетку, это был самый крупный государственный деятель, вошедший в ареопаг выдающихся деятелей Британской империи. Он сказал: «Качество политика определяется степенью его способности изменения мнения и исправлений ошибок предшественника, а не наоборот» (У. Черчилль, «Мои великие современники»).
Всё дело в том, что за последние 10 лет все лидеры Аргентины дудели в одну дуду, утверждая, что они все будут как один идти прямо в БРИКС.
Настоящая ситуация в Аргентине чрезвычайно неопределенная. Скорее всего, победит нынешний руководитель — бывший министр экономики страны Серхио Масса (недавно он прославился, запретив разгрузить танкер Flex Artemis Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко, прибывший с СПГ) которому вменяют в обязанности «разрулить» ситуацию с БРИКС.
Кто ему это вменяет и почему, у кого такие полномочия — это надо спросить в посольстве США в Буэнос-Айресе, они ответят точно. Но в Буэнос-Айресе есть 5 аргентинских олигархов, некоторые из которых действительно имеют российское происхождение. Это, конечно, ни о чем не говорит, потому что деньги — это власть и они не пахнут; мы знаем случаи, когда за деньги продавали не только родину, но и душу.
Единственное, что я могу сказать в защиту тех, которые стоят на позициях данного обещания вступить в БРИКС — им нелегко противопоставлять что-то тем суммам, которые могут придти на помощь победившему кандидату. Несопоставимы они с принципами романтизма!
Мне, как обозревателю, будет очень интересно и неожиданно узнать, что до октября 2023 будет официально одобрен мандат на вступление в БРИКС (Китай, Бразилия и Россия высказали свои позиции), и это решение в любом случае останется в силе после 1 января 2024 года. Такой сценарий, пусть и маргинальный, рассматривает экспертное сообщество, хотя такое мнение в меньшинстве.