Пути Чайковского, Дворжака и Брамса снова пересеклись

чайковский брамс

Великие композиторы-современники: Петр Чайковский, Иоганнес Брамс, Антонин Дворжак и Иоганн Штраус-сын снова встретятся в России. 21 мая 2021 года: в этот день в Большом зале Московской консерватории состоится концерт Большого симфонического оркестра им. Чайковского, в котором прозвучат знаменитые популярные произведения музыкантов.

Конец XIX века в России — это время творческого расцвета П.И. Чайковского и эпоха, когда наша страна привлекает всемирно известных музыкантов, почитающих за честь представлять здесь свои произведения и даже писать их специально для русской сцены. Один из них — чешский композитор Антонин Дворжак, который приехал в нашу страну по приглашению самого Петра Ильича.

Чехия в последней четверти XIX века была одним из крупнейших центров славянофильства. В Праге тогда родилось общество популяризации славянской культуры — Umělecká beseda (Умилецкая беседа), членами которого были и Антонин Дворжак, и Пётр Чайковский, убитый наповал восторженным приёмом своих произведений «этих добрых чехов».

В Чехии представляли русскую музыку — прежде всего, произведения М. Глинки и П. Чайковского, тогда как в России — чешскую.

Дворжак любил и ценил Чайковского, восторгался его произведениями и во многом благодаря этому приобщался к русской музыке. Когда у чеха родилась опера «Димитрий» о русском самозванце, он познакомил с ней русского друга. Тот, однако, музыку похвалил, но посчитал, что «великорусский элемент» развит в ней недостаточно.

Но «Славянские танцы» Дворжака, заявленные в программе концерта, были приняты полностью, без оговорок. К моменту начала русского турне они обеспечили популярность Дворжаку и признание в профессиональных кругах. П.И. Чайковский решил, что русская публика должна узнать эту музыку и устроил гастроли композитора в России, где он был признан «самым выдающимся из славянских композиторов Запада».

Творчество И. Брамса — «карикатуры на Бетховена», Пётр Ильич долгое время не ценил, хотя в личной жизни они прекрасно сошлись (встречались два раза и подолгу) и вместе «кутили». А Брамс любил русскую музыку. Он даже создал цикл произведений «Воспоминание о России», написанных на популярные русские мелодии.

Также через всю жизнь композитор пронёс любовь к венгерской музыке, которая привела к созданию всемирно известных «Венгерских танцев». Они будут звучать и во время концерта в БЗК 21 мая.

Иоганна Штрауса-сына связывало с Россией многое — у него здесь была любимая женщина (мы поэтому не удивляемся семи романсам композитора), масса поклонников и коммерчески успешные концерты (в одном только Павловске их было 11, в одном из них Штраус исполнял музыку Чайковского).

Последний свой приезд в Россию композитор отметил четырьмя произведениями, в том числе «Русским маршем», написанными специально для русской публики в 1886 году. Этот марш совсем скоро прозвучит на сцене Московской консерватории.

Полтора века прошло с тех пор, как произведения выдающихся современников под их управлением звучали в России. Композиторов уже нет в живых, но концерт даёт нам возможность снова почувствовать музыкальную атмосферу последней четверти XIX века.

Билеты можно заказать здесь.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку