Чайковский под санкциями. Спойлер: не впервые.

Чайковский под санкциями. Спойлер: не впервые.

Кардиффский филармонический оркестр (Великобритания) исключил из программы произведения П.И. Чайковского: увертюру «1812 год» и Вторую «Малороссийскую» симфонию. На фоне напряженных геополитических событий эта новость вышла в топ (что большая редкость для мира академической музыки). Мы решили взглянуть на вопрос с точки зрения музыковедения и выяснили: указанные сочинения не первый раз подвергаются ограничениям.

Увертюра «1812 год»

Идею создания большой увертюры Чайковскому в 1880 году высказал Николай Рубинштейн. В 1882 году в России ожидалось несколько крупных общественных событий: 25-летие со дня коронации Александра II, освящение храма Христа Спасителя и Всероссийская художественно-промышленная выставка. Ни одна из тем композитору не пришлась по душе. Источником вдохновения стала годовщина войны 1812 года, а первое исполнение увертюры приурочили к освящению храма.

Драматический центр увертюры – это столкновение двух образных сфер.  Первая из них представлена группой тем и символизирует Отечество. В нее композитор включил молитву «Спаси, Господи, люди твоя» и русскую народную песню «У ворот батюшкиных». Противостоящий образ недруга обрисован темой «Марсельезы». Мелодия, символизирующая для Европы дух революционного освобождения, проводится Чайковским на фоне напряженного диссонансного аккомпанемента и потому приобретает зловещий и во многом словно неживой характер.

Торжественная увертюра для большого оркестра, уточняет в партитуре Чайковский. Среди музыкальных инструментов, участвующих в исполнении, композитор предусмотрел церковные колокола и даже пушечные залпы. В редакции С. Кусевицкого к проведению темы гимна присоединяется смешанный хор.
Торжественная увертюра для большого оркестра, уточняет в партитуре Чайковский. Среди музыкальных инструментов, участвующих в исполнении, композитор предусмотрел церковные колокола и даже пушечные залпы. В редакции С. Кусевицкого к проведению темы гимна присоединяется смешанный хор.

В финале увертюры звучит русский гимн «Боже, Царя храни!». Полнозвучное кульминационное проведение одного из музыкальных символов величия Российской Империи оставляет сильное впечатление и является одним из шедевров патриотического высказывания в академической музыке.

Версия увертюры «1812 год» с участием хора была представлена на праздновании 200-летия Казанского собора в Санкт-Петербурге в 2011 году.

В советские годы увертюра Чайковского подверглась санкциям – звучание гимна «Боже, Царя храни!» было недопустимо по идеологическим причинам. Виссарион Шебалин сделал редакцию произведения, заменив гимн на проведение темы хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки. Заметим, что и опера Глинки в советские годы тоже подверглась серьезным изменениям. «Жизнь за царя» (оригинальное название оперы) получила практически новый текст. Так хор в эпилоге, первоначально славивший русского царя как символ Отечества и желавший царскому роду бессмертия, стал более обобщенно славить Русь и русский народ.

«Малороссийская» симфония

Вторую симфонию Чайковский создал летом 1872 года во время пребывания в Малороссийской губернии Российской империи (историческое название земель в составе России в 1764-1781 и 1796-1802 годах). Имением Каменка (ныне Черкасская область) владели родственники композитора Давыдовы (сестра Чайковского Александра была замужем за сыном декабриста Давыдова). В имении Чайковский провел весь июнь. Далее он заехал в Киев, а завершил свой новый симфонический опус уже в Москве. Симфония впервые прозвучала в январе 1873 года в Москве.

П.И. Чайковский в 1870-е годы. Фотопортрет М. Панова. Чайковский был первым профессором по классу композиции в Московской консерватории. Он работал в ней с момента открытия учебного заведения в 1866 году и до 1878 года, когда при спонсорской поддержке Н.Ф. фон Мекк полностью смог сосредоточиться только на творчестве. Современники и студенты характеризовали его как вовлеченного педагога и наставника.
П.И. Чайковский в 1870-е годы. Фотопортрет М. Панова. Чайковский был первым профессором по классу композиции в Московской консерватории. Он работал в ней с момента открытия учебного заведения в 1866 году и до 1878 года, когда при спонсорской поддержке Н.Ф. фон Мекк полностью смог сосредоточиться только на творчестве. Современники и студенты характеризовали его как вовлеченного педагога и наставника.

Музыкальный материал этой симфонии включает несколько народных песен: русские «Вниз по матушке по Волге» в 1 части, «Пряди, моя пряха» во 2 части и украинский «Журавель» в финале. Мастерская работа с украинской мелодией в финале – от величественного проведения до безудержного ликования – восхищали композиторов «Могучей кучки» и самого композитора. В музыкальной среде симфонию часто называют Симфония с «Журавлем».

Финал Второй «Малороссийской» симфонии из Антологии Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова. Чайковский признавал, что успехом симфония обязана буфетчику из имения Петру Герасимовичу, который активно подпевал композитору, когда тот наигрывал «Журавля».

После успеха Симфонии композитор заключил договор с издательством Бесселя на издание партитуры произведения. Но Чайковский был не вполне доволен некоторыми моментам оркестровки и потому несколько лет откладывал передачу нотного материала в издательство (по письму композитора к Н.Ф. фон Мекк может иметь место и обратная ситуация, что печать откладывало само издательство).

В 1879 году он наконец вновь обратился ко Второй симфонии. Внесением небольших правок не обошлось, так как Чайковский нашел свое произведение «незрелым». За несколько дней он переработал симфонию практически полностью, за исключением третьей части (есть свидетельства, что первую версию произведения раздосадованный композитор даже сжег).

Теперь могу, положа руку на сердце, сказать, что симфония эта — хорошая работа.

П.И. Чайковский в письме к П.И. Юргенсону, январь 1880

Интересно, что личные санкции, введенные Чайковским в отношении Второй симфонии, не поддерживали ряд музыкантов. Например, в защиту первой версии выступали С. Танеев, Н. Кашкин. Она не была утрачена: по оркестровым партиям ее в 1893 году восстановили в библиотеке Московской консерватории уже после кончины композитора.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку