Окружной суд в Цюрихе (Швейцария) рассматривает дело в отношении четырех бывших менеджеров ныне закрытого швейцарского филиала Газпромбанка. Финансовых специалистов, среди которых швейцарец и трое русских, подозревают в том, что они должным образом не проверили счета, открытые на имя российского виолончелиста Сергея Ролдугина в 2014-2016 годах, и не преуспели в выяснении фактического владельца средств.
В Швейцарии банки обязаны отклонять или прекращать деловые отношения, если есть сомнения относительно личности договаривающейся стороны. Каждому менеджеру же за недостаточное внимание к транзакциям грозит 7-месячный условный срок. Но какие могли быть у них сомнения в доходах клиента, которого по праву считают фаворитом первого лица богатейшей с точки зрения ресурсов страны?
Виолончелист, который теоретически имел массу возможностей заработать (например, получить доход от инвестиций в акции компании, воспользоваться выгодным финансированием или взять необеспеченный кредит), был включен в санкционный список западных стран после ряда разоблачений в СМИ, писавших о его участии в офшорных операциях российского руководства через панамские и кипрские компании на сумму около 2 миллиардов долларов в 2016 году.
По версии следствия, во многом основанной на «Панамском досье», музыкант может быть причастен к отмыванию миллионов своего друга детства — российского президента, и выводу их за границу. И швейцарские банкиры должны были его подозревать.
В обвинительном тексте говорится, что хотя «президент России Путин официально имеет доход чуть более 100’000 швейцарских франков и небогат, но на самом деле обладает огромными активами, управляемыми близкими ему людьми”. Швейцарские обвинители, в том числе, приписывают ему транзакции через счета Ролдугина на сумму 11.5 миллионов швейцарских франков. Официально это были дивиденды, полученные виолончелистом от инвестиций в медиабизнес.
По словам государственного обвинителя Яна Хоффмана, общая сумма невнимательно осуществленных операций составила около 30 миллионов швейцарских франков. Предполагается, что такие суммы превышают скромный доход виолончелиста, согласно декларации банка, составляющий всего 1 миллион швейцарских франков в год.
Российская сторона категорически отвергает выдвинутые обвинения, поддержанные Минфином США как в части отмывания денег, так и причастности Сергея Ролдугина к офшорным финансовым схемам, и отказывается от комментариев по заседанию швейцарского суда.
Слушание было отложено в связи с вынесением решения 30 марта. Но в этом деле явно важнее не решение, а публичный судебный процесс, позволивший просочиться нужным сведениям о доходах подсанкционных лиц.
«Судебный процесс над четырьмя банкирами в Швейцарии дает представление о том, как члены ближайшего окружения президента России Владимира Путина использовали счета в швейцарских банках, чтобы обойти санкции США», — пишет The Wall Street Journal.