Четыре культовых джаз-стандарта родом из СССР

Четыре культовых джаз-стандарта родом из СССР

1 октября мы отмечаем 100-летие первого джазового концерта в России и Международный день музыки. Неплохой повод вспомнить самые яркие джазовые стандарты советской эпохи.

«Неудачное свидание». Музыка Александра Цфасмана, слова Бориса Тимофеева.

Песню о незадачливой попытке встречи двух людей написал один из корифеев советского джаза Александр Цфасман. Выпускник Московской консерватории, он увлекся джазом и в 1926 году создал один из первых джазовых коллективов СССР – «АМА-джаз». По сути Цфасман стал первым советским джазменом с консерваторскими корочками. Именно «АМА-джаз» открыл в стране эпоху звукового кино – джаз-оркестр снялся в первом звуковом сюжете с концертными номерами, который крутили в кинотеатрах по всей стране.

Когда точно родилась песня «Неудачное свидание» — точно не известно. Широкую популярность она получила благодаря включению в целый ряд кинолент, среди которых «Место встречи изменить нельзя» и «Покровские ворота».

«Спят усталые игрушки». Музыка Аркадия Островского, слова Зои Петровой.

Знакомая многим поколениям песня из вечерней детской передачи «Спокойной ночи, малыши» написана Аркадием Островским и несет на себе печать его увлеченности джазом. Будущий автор культовой песни времен СССР «Пусть всегда будет солнце» в молодые годы играл на аккордеоне и фортепиано в Джаз-оркестрах Эмиля Кемпера и Леонида Утесова.

Созданная в блюзовом настроении, песня «Спят усталые игрушки» побила все рекорды по времени нахождения на заставке телепередачи. В 1980-90-е годы редакторы «Спокойной ночи, малыши» неоднократно пытались сменить песню Островского на другие колыбельные. Но тысячи писем от телезрителей с просьбами вернуть полюбившуюся мелодию вновь возвращали ее на вечерние телеэкраны.

«Тёмная ночь». Музыка Никиты Богословского, слова Владимира Агатова.

Лирическая песня, созданная в годы войны для кинофильма «Два бойца», впервые прозвучала до выхода киноленты на экраны. На пластинку без ведома композитора и режиссера картины Леонида Лукова ее записал Леонид Утёсов и Государственный джаз-оркестр РСФСР, которым он руководил. В годы Великой Отечественной войны коллектив регулярно выступал на фронте. А вырученные с других концертов средства направлял на нужды Красной армии. «Утесовцы» на деньги от выступлений построили два самолета Ла-5, которым Пятый гвардейский истребительный авиаполк дал название «Веселые ребята».

«Темная ночь» изначально не имела никакой связи с джазом, но богатая гармония и запоминающаяся мелодия быстро привлекли к ней советских джазменов.

«А снег идёт». Музыка Андрея Эшпая, слова Евгения Евтушенко.

Визитная карточка кинокартины «Карьера Димы Горина» родилась в творческом сотрудничестве Андрея Эшпая и Евгения Евтушенко. При этом сначала родилась мелодия, а только потом на нее были написаны слова. Песню для фильма записала Майя Кристалинская под аккомпанемент джазового шагающего контрабаса, легкие аккорды рояля и аккордеона.

Андрей Эшпай как композитор и исполнитель (он был прекрасным пианистом) высоко оценивал джаз и его импровизационный дух и отмечал, что приемы джазового искусства давно вошли в профессиональную композиторскую практику.

Популярные джазовые стандарты и импровизации прозвучат 2 октября в Государственном Кремлевском дворце в программе «И классика, и джаз». К 100-летию российского джаза выступят народный артист России Денис Мацуев (фортепиано), Андрей Иванов (контрабас), Борислав Струлёв (виолончель), Аркадий Шилклопер (валторна), Екатерина Мочалова (домра), Александра Зингер (ударные) и другие музыканты. Редакция «Э-Вести» рекомендует вечер ценителям импровизаций и творческих поисков в классических и популярных жанрах.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку