Как мы уже писали раньше: «Кому пандемия нового коронавируса, а кому мать родная». Что сейчас происходит в Венесуэле — знают все. Там идёт борьба не на жизнь, а на смерть, между двумя противоборствующими сторонами: группой Николаса Мадуро и группировкой Хуана Гуайдо.
Официально сообщается, что венесуэльский президент принял предложение депутата Луиса Парра, председателя Национального собрания, и дал согласие на начало национального диалога ради единения всех политических, социальных и религиозных сил страны на фоне пандемии нового коронавируса.
Одновременно поступила информация о том, что в Венесуэле началось формирование «правительства с участием Николаса Мадуро и Хуана Гуайдо», двух непримиримых противников. При этом, согласно плану Помпео по Венесуэле, именно эти два персонажа как раз и не войдут в правительство, главная задача которого — подготовка ко всеобщим выборам в парламент. Их задача — сформировать правительство, не входя в него.
По «продавленному» американцами плану действий, подготовка к парламентским и президентским выборам предусматривает одну интересную особенность: кандидатуру на президентских выборах может выдвигать Хуан Гуайдо, но не Николас Мадуро. При этом СМИ говорят о том, что Николас Мадуро может участвовать в формировании временного правительства, но быть в любую минуту готовым к аресту за наркотрафик.
Как говорил один мой знакомый водитель троллейбуса — сосед по даче, «интересное кино получается». С одной стороны, Николаса Мадуро заставляют исполнять сценарий под американскую дудку, с другой стороны, ему надо готовиться к «посадке». Что-то тут не так.
Согласно плану Майка Помпео, который преподносится мировыми СМИ как единственно возможный сценарий развития событий в Венесуэле, Николасу Мадуро уготовлена роль человека «на заклание». По логике развития событий, никто на такую роль не согласится, и в первую очередь не согласится Николас Мадуро. Вопрос: на что рассчитывал «гений американской дипломатии»?
Редакции «Э-Вести» венесуэльский сценарий не кажется идеальным во всех отношениях. Мы не считаем венесуэльскую ситуацию тупиковой. Почему — страна с самыми крупными разведанными запасами углеводородов в мире — непотопляемый авианосец. До тех пор, пока у власти находится Николас Мадуро, охраняемый своими проверенными вооруженными силами и опирающийся на 70% населения, всегда найдёт способ, чтобы выйти из любого клинча. При таком раскладе никакой тупиковой ситуации быть не может. Человек, у которого в руках есть все три необходимых ресурса — материальный, моральный и физический — непобедим.
Хочу напомнить вам, что Венесуэла для России — это не проходной вариант, это вопрос принципа, чести и значения России в международных делах. По тем или иным причинам Россия решила «стоять насмерть» в Сирии, но почему-то дрогнула в Венесуэле: Роснефть ушла из Венесуэлы, оставив Мадуро одного, один на один с мощнейшей международной группировкой во главе с США.
Что делает прохожий, идя по улице и видя, что большой сильный дядя избивает малыша? Он должен остановиться, призвать хулигана к порядку. А если тот не понимает, то вызвать полицейского.
Что делает Россия в аналогичной ситуации? Она не останавливает хулигана, она не вызывает полицейского, она стремительно проносится мимо неприглядной картины поведения распоясывавшегося мужчины, но не бежит в полицейский участок за помощью, а исчезает.
Какое доверие, какое уважение может испытывать международное сообщество к стране, которая допускает такое неприглядное поведение? А где же честь мундира? Где же высокие слова о неизменности своих высоких принципов солидарности с союзниками («Мы своих не сдаём!»)?
Это поведение будет сдобрено красивыми обёртками и упаковками, а на вершину сладкого блюда будет положена очаровательная вишенка. Не сомневайтесь. Красивые слова и упаковка обеспечены. А вот что делать с теми 60-70% населения этой большой страны, которая верила и верит тем самым высоким идеалам, так громогласно провозглашавшимся в последние десятилетия?
Если разобраться, идёт сдача не только «своих», но потеря собственного имиджа, своего лица на международной арене. За последние десятилетия, особенно в эпоху 1990-х такие эпизоды происходили довольно часто. Но на то и есть международные отношения, что их главным принципом является непреложное правило: союзы и альянсы могут распадаться только в условиях мирового конфликта, но не по корыстным и экономическим причинам.
Конфликт, о котором идёт речь, может быть исчерпан только в одном случае: если во время боевых действий одна из сторон проиграла в честном бою. Предателей не любят ни свои, ни враги. Нет, виноват, враги любят, потому что они уже теперь будут знать цену предательства, и эту цену будут назначать и впредь.
В этой неприглядной ситуации, как ни странно, самым благородным образом выглядит только один человек: сам Николас Мадуро. Он никого не предал, никого не сдал, никого ни в чём не обвинил, но и сам не «прогнулся». Как бы там ни было, чем бы эта история не закончилась, ясно одно: в памяти людской этот человек и его образ навсегда останется образом стойкого борца, защитника интереса народа и сильного мужчины. А таких в наше время, если вы посмотрите на международную панораму текущих событий, не так-то много. Поверьте, многие будут брать с него пример: как надо себя вести в трудную минуту. А женщины любят таких мужчин и преклоняются перед ними, причём во всём мире.