Президент Венесуэлы Николас Мадуро ввел чрезвычайное экономическое положение в своей стране в ответ на введенные 2 апреля президентом США Дональдом Трампом 25% импортные пошлины. Обещанные ещё в декабре 2024 года санкции против латиноамериканской страны объясняются целью убрать от руководства главной нефтедобывающей страны социалистическое руководство, которое не устраивает Белый дом по двум причинам.
Первая причина — скованность американской геоэкономической стратегии на латиноамериканском треке, прежде всего в сфере товарообмена. Следовательно, она вызывает затруднения в абсолютном контроле над экономическим пространством западного полушария, которое американская администрация рассматривает как свой задний двор, в соответствии с доктриной Монро.
Вторая причина — пусть и волнообразные, нелинейные, но всполохи антиамериканизма в Латинской Америке, заключающиеся в том, что время от времени то здесь, то там возникают антиамериканские волнения, приводящие к смене курса правительств. Это затрудняет и без того непростой контроль за сателлитами из Белого дома.
В декабре 2024 года президент Венесуэлы Николас Мадуро сделал очередное громкое заявление о том, что означает «угроза его жизни», исходящая из Вашингтона. Он расшифровал заявление Дональда Трампа о наказании руководства Венесуэлы так, что якобы американское руководство дало указание колумбийским нерегулярным частям и мафиозным структурам о физическом устранении главы Боливарианской республики.
О сложности и тупиковости венесуэльско-американских отношений говорить не приходится — это уже общее место в мировой печати. Разрешение двусторонних отношений без экстраординарных условий кажется невероятным.
Задолго до инаугурации и даже до выборов, на пути Трампа к власти, из его штаба в адрес Венесуэлы раздавались голоса будущего президента и его ближайшего окружения, похожие на взвешенный и продуманный план отстранения правящих структур страны. Выдвигалось несколько версий: от прямого военного вмешательства до использования сил соседних стран (регулярных и нерегулярных) для создания чрезвычайного положения в стране, что приведёт в результате к сильным внутренним волнений, требующих ухода Николаса Мадуро в отставку.
Но не тут-то было! Все сценарии американцев ещё со времен ухода от власти предыдущего президента Уго Чавеса (почти 20 с лишним лет) проваливались. Ни один план не смог достичь видимого результата.
Это говорит о том, что структуры власти в Венесуэле жизнеспособны и могут управлять страной. Вопрос в том, хорошо или плохо, успешно или не успешно, но надо отдать должное — треть населения Венесуэлы (больше 33%) стабильно поддерживают нынешнюю власть, а она обслуживает именно эту треть населения. На остальных расходуются средства по остаточному принципу.
Вообще говоря, ситуация в Венесуэле была и есть чрезвычайная. Ничего нового не произошло и вряд ли произойдёт. Население в целом привыкло к тяготам повседневной жизни. Все, кто хотели уехать из страны (прежде всего, в Колумбию) — уехали. Те, которые остались, живут стиснув зубы и сжав кулаки, и терпят.
Нехватка товаров повседневного спроса, а зачастую и продуктов питания, перебои с поставками хлебобулочных изделий в ряде городов говорят о том, что социально-экономическая обстановка в Венесуэле крайне неблагополучная. Но в других латиноамериканских странах, где не введено чрезвычайное положение, ситуация бывает ещё хуже.
В чем загадка продолжительного пребывания у власти нынешнего руководства при таком неблагополучном экономическом положении? Разгадка заключается в ответе на вопрос, с кем у Венесуэлы самые успешные торгово-экономические отношения! Кто является главным торговым партнером Венесуэлы?

Главным торговым партнёром Венесуэлы является Америка. Эта страна построена на экзистенциальном принципе: кто больше даст, тот и друг. В США как была, так и есть крепкое провенесуэльское лобби. Основу его составляют те, которые контролируют заводы по переработке нефти на юге и востоке страны и те, кто отвечают за поставку продуктов нефтепереработки на внутренний рынок США.
Приблизительно 40% американской потребности в нефтепродуктах покрывается за счет прямых или косвенных поставок из этой латиноамериканской страны. Никто никогда не пойдёт всерьез против идеи «отключить» кран по поставкам нефтепродуктов на американский рынок.
Я неоднократно слышал открытые и закрытые дебаты по внешней политике США на латиноамериканском треке и могу сказать, что какое-либо, даже отдаленное сравнение Венесуэлы с Кубой — химера, если не сказать абсурд. Те издержки, которые американская элита и экономика претерпела от потери Кубы (1 млрд дол по ценам 1960 года) не сопоставимы с теми издержками, которые ожидают американскую экономику в 2025 году.
Все расчеты американских экспертов, призывающих к усилению давления на Венесуэлу, не более чем агитпроп. Под ними нет серьёзных оснований. Цифры носят чисто пропагандистский характер и бездоказательны.
Американский рынок сегодня не может существовать без венесуэльской нефти, а вот венесуэльская нефть уже имеет и будет иметь добросовестных партнеров в близлежащих регионах.
Так что же стоит за чрезвычайным экономическим положением, объявленным в Венесуэле? Разве что процесс торга и попытка в очередной раз объяснить населению, почему оно так плохо живет.