15 января 2021 года стало известно о переносе с 14 февраля на первую половину мая выборов в самой неспокойной части Испании — Каталонии. Правительство этой автономной области страны согласилось с этим непростым решением, которое вынесло большинство собственно каталонского парламента после длительных дискуссий и, по всей видимости, непубличных переговоров между представителями правительства Педро Санчеса и представителями каталонских партий и организаций, стоящих на платформе постепенной и радикальной сепаратизации Каталонии.
Что бы ни говорили в прессе, особенно в правой — той прессе как Испании, так и Европе, которая рассматривает Испанию как страну-бузотёра в рядах Евросоюза, в Испании худо-бедно, но свобода самовыражения и свобода плюрализма мнений существует. Сравните её с Россией.
Например, имеют голос регионы, особенно окраины страны (я подразумеваю под этим национальные автономные области, такие как Галисия, Каталония и Страна Басков).
В последние две-три недели в Испании прошли дискуссии — пленумы партий, заседания парламентов, иные общественные форумы, посвященные обсуждению одного и того же вопроса: как проводить выборы в автономные парламенты в условиях сложнейшей экономической обстановки в стране, дабы сохранить общенациональное единство, не дать ей развалиться на части и всё-таки постараться выбраться из ямы и начать сокращать численность бедных и сверхбедных в стране. Последних насчитывается 12 миллионов человек, и это число растёт.
В то же время, по последним официальным данным, потребление среди пенсионеров наряду с госслужащими растёт уже второй месяц и составляет неплохой показатель — 1.5-2%.
Специалисты пока не дают ответа на вопрос о природе этого неожиданного явления: роста потребительского спроса у малоимущих в Испании. Ведь на основные продукты питания в условиях урагана «Филомены» (резкого похолодания) наблюдается значительное увеличение цен. Так, например, в 6 центральных автономных сообществах Испании, включая Мадрид (столицу и регион), которые ураган затронул больше всего, цены выросли на треть.
Одним словом, в Испании существуют, пусть не в полном объёме, но в значительной мере свобода слова и плюрализм мнений, несмотря на то, что Ленин называл «разбродом и шатанием» среди регионов по части того, какой путь надо выбрать для сохранения единства страны и процветания.
У всех есть понимание того, что раскачивать лодку не стоит никому, потому что победителей не будет — все проиграют. А ведь это самый главный вывод периода Транзита 1976-1981 годов!
Обернувшись назад, мы вспоминаем время, когда была видна только Гражданская война и беспредел. Испанцам пришлось учиться плюрализму и толерантности. Далеко не всем странам удалось так бескровно и комфортно пройти «курсы молодого бойца», как их прошла Испания.