Даргомыжский: забавляюсь над «Дон Жуаном» Пушкина

Даргомыжский: забавляюсь над «Дон Жуаном» Пушкина

Солнце русской поэзии даровало музыкальному миру россыпь образов и сюжетов, воплощенных композиторами в десятках опер, балетов, симфонических произведений и романсов. В их череде особо выделяется «Каменный гость» Даргомыжского – опера, созданная на пушкинский текст без изменений и сокращений.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)

Знакомство тезок – Александра Сергеевича Пушкина и Александра Сергеевича Даргомыжского – состоялось весной 1836 года на литературном вечере у Ивана Козлова. Талантливый «бойкий фортепианист», как о нем писал Глинка, к этому моменту был уже хорошо известен в художественных кругах Петербурга и более года активно занимался с Глинкой музыкой. В творческом портфеле начинающего композитора к этому моменту было более десятка романсов на стихи Пушкина, а высказанные поэтом мысли о создании сценического произведения с синтезом музыки, танца стали для Даргомыжского своеобразной отправной точкой в собственном творчестве.

В 1843-48 годах он работает над оперой-балетом «Торжество Вакха» по одноименному стихотворению Пушкина, следом переключается на оперу «Русалка» по неоконченной пьесе поэта. Но подлинным венцом творчества Даргомыжского станет его обращение к одной из «Маленьких трагедий».

Пушкинский автограф «Каменного гостя» с рисунком, изображающего Дон Гуана. Даргомыжский изменил пушкинское имя главного героя на более привычную транскрипцию Дон Жуан.
Пушкинский автограф «Каменного гостя» с рисунком, изображающего Дон Гуана. Даргомыжский изменил пушкинское имя главного героя на более привычную транскрипцию Дон Жуан.

В 1863 году Даргомыжский решился на эксперимент: полностью положить на музыку пушкинского «Каменного гостя», не изменив ни слова в оригинальном тексте трагедии. Новаторский замысел одновременно привлекал и отталкивал композитора. Литературную основу для оперного либретто всегда перерабатывали, убирая лишнее, добавляя недостающие для сценического действия фрагменты. Но для Даргомыжского пушкинский текст был незыблем, а, значит, ему предстояло достаточно серьезно пересмотреть оперные каноны.

«Забавляюсь над «Дон-Жуаном» Пушкина», — уточнял  Даргомыжский характер своей работы. Готовыми фрагментами будущей оперы он делился с молодыми участниками балакиревского кружка, среди которых были Римский-Корсаков, Мусоргский, Стасов и Кюи. Музыкальная молодежь, в отличие от Даргомыжского, восприняла идею с большим воодушевлением и всячески подбадривала Александра Сергеевича в его творческих поисках.

Со второй половины сезона, к весне 1868 года, большая часть членов нашего кружка начала почти еженедельно по вечерам собираться у А. С. Даргомыжского, раскрывшего для нас свои двери. Сочинение «Каменного гостя» было на всем ходу. Первая картина была уже окончена, а вторая доведена до поединка, прочее же сочинялось почти что на наших глазах, приводя нас в великое восхищение.

Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни.

Работа шла медленно – сказывалось больное сердце. Но работа с пушкинским текстом доставляла композитору истинное удовольствие. Он шел за ним, реализуя свой творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды».

В итоге в опере пропали все привычные атрибуты:  арии, дуэты. Она стала вся действием, развитие которого идет с каждым новым словом и звуком. Даргомыжский ввел в «Каменного гостя» только две завершенных песни Лауры, следуя за пушкинской ремаркой «Поет» и используя романсы на стихи поэта «Я здесь, Инезилья» и «Оделась туманом Гренада».

Фрагмент постановки оперы «Каменный гость» в Большом театре (1979). Партию Лауры исполняет Тамара Синявская.

Здоровье Александра Сергеевича постепенно ухудшалось, больное сердце постоянно давало знать о себе на всем протяжении 1868 года. Даргомыжский заранее позаботился о судьбе «Каменного гостя»: закончить произведение в клавире он поручал Цезарю Кюи, а сделать оркестровку Николаю Римскому-Корсакову. В начале января 1869 года Петербург облетела новость о кончине композитора.

Кюи и Римский-Корсаков исполнили последнюю волю Даргомыжского и подготовили «Каменного гостя» к постановке. Впервые опера прозвучала в феврале 1872 года в Мариинском театре. Реакция на нее публики была весьма настороженной – произведение намного обогнало свое время, вобрав в себя целый спектр новаторских приемов. Линию обращения к «Маленьким трагедиям» Пушкина далее подхватят Римский-Корсаков в опере «Моцарт и Сальери» и Рахманинов в опере «Скупой рыцарь», а Даргомыжский наметит в истории русской оперы новое направление лирико-психологической драмы.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку