Сейчас уже можно подвести некоторые итоги выборов в Европарламент. Первыми в повестке дня выборов были дебаты четырёх лидеров главных парламентских фракций в Испании.
В теледебатах приняли участие лидеры испанских социалистов, умеренных правых и умеренных центристов. В дискуссии был замечен лидер левых радикалов (сложного политического коктейля левых партий, главное место в которой занимают остатки Коммунистической партии Испании) — Пабло Иглесиас.
Чем интересен этот эпизод с точки зрения предварительного прогноза итогов выборов в Европарламент, которые состоятся 28 апреля 2019 года? Теледебаты в Испании прошли на фоне новой волны подъёма левых и левоцентристских сил в Европе в целом. В европейской печати, особенно в странах юга Европы, превалирует идея о новом изменении политического вектора — прогнозируется начало взлёта левых и левоцентристских настроений после продолжительного владычества центристских и правоцентристских сил, олицетворяющихся фигурой Клода Юнкера.
Всё настойчивей раздаются голоса экспертов и политологов в пользу смены руководства ЕС на фигуру, представляющую в концентрированном виде интересы и позиции левых и левоцентристов. В связи с этим всё чаще называется фигура Франца Тимерманца — этот социалист давно возглавляет вторую по величине францию в Европарламенте.
Эксперты и политологи утверждают о закате эры консервативного правления в Европе; их главным аргументом является длительное пренебрежение к основным фундаментальным социальным проблемам региона.
Утверждается, что долгое время в Европе избегался вопрос о серьёзных инвестициях в потребление. А раз так, то и главный вопрос современной Европы — длительное время в большинстве стран не наблюдается существенный рост уровня жизни, как это было в 1960-1980, и особенно в 1990е — встречает препятствия. Отсутствие позитивной динамики на протяжении почти двух легислатур Европарламента в социальной сфере приписывают нехватке политической воли в руководстве ЕС.
Отсюда проистекает тезис о том, что наконец-то надо дать возможность создать такую структуру Европарламента, где бы последнее слово (другими словами, большинство голосов) было за левыми и левоцентристскими силами. Но ещё лучше, считают наблюдатели, было бы решение привести к власти представителей левых и левоцентристских партий. Похоже на то, что пока (по опросам общественного мнения) набирают очки сторонники Франца Тиммерманца, который теперь имеет значительно больше шансов, чем его оппонент — лидер фракции консерваторов в Европарламенте — занять место Юнкера.
Дебаты лидеров испанского федерального парламента (кортесов) показали, что есть все признаки того, что в Испании на выборах в Европарламент представители левых сил получат большинство.
В Испании идёт консолидация левых и левоцентристских сил (председатель правительства Педро Санчес объявил о создании широкой коалиции, которая будет способствовать, и, видимо, в весьма определяющей степени, победе этих сил в конце апреля). В эту коалицию войдут представители испанской Социалистической рабочей партии, партии «Мы сможем!» (Подемос) и партии левоцентристов.
Знаменательно, что на этих теледебатах представитель леворадикальной партии Подемос Пабло Иглесиас впервые стал громогласно защищать испанскую Конституцию 1978 года, чего он не делал до сих пор. Более того, он призывал к пересмотру этой конституции, но и вообще всего корпуса договорённостей, достигнутых в эпоху переходного периода.
Смена оценок выступлений этого лидера говорит о том, что среди «левых» зреет понимание того, что надо не только менять риторику своих выступлений, но и умерить пыл в отношении итогов договорённостей почти 30-летней давности.
Это делается неслучайно. Такая смена акцентов (причём не только в действиях и риторике только Подемос, но и «левых» Испании в целом) говорит о том, что «левые» хотят перетянуть на свою сторону электорат «правых». Что, по всей видимости, у них и получится.
Вместе с тем, в Испании идёт явная поляризация всей политической жизни страны. На правом фланге образовалась радикально-правая партия Сантьяго Абаскаля, которая уже совершенно определённо заняла свою естественную нишу. Это франкисты, пост-франкисты и великодержавные шовинисты, выступающие категорически против дезинтеграционных явлений в Каталонии и где бы то ни было ещё в национальных окраинах. Примечательно, что последнюю партию даже не пригласили для участия в теледебатах без объяснения причин.
Создаётся впечатление, что широкая масштабная коалиция, о которой мы говорили выше, близка к завершению, и станет безусловно эффективным инструментом для победы левых и левоцентристских сил на выборах в Европарламент.