«Дипломатия памяти» в Африке — раздражитель для западных стран

ЮАР, Эсватини (ранее Свазиленд), Ангола, Эритрея, Мали, Мавритания, Судан, Тунис — всё это, с точки зрения российского МИДа, является достойной заменой сотрудничеству России с США и Европой. Российские власти заявляют о том, что активизация и расширение взаимодействия с Африкой вполне способны заменить западных партнёров. В том числе, подразумевается, что на российском рынке вместо европейских прекрасно примут альтернативные товары из третьих стран.

Например, товарооборот между Тунисом и Россией в 2022 году вырос на 63% и достиг $692 миллионов, что является «очевидным примером способности России успешно сотрудничать в нынешних сложных условиях по всему миру», как заявил в интервью РИА Новости посол России в Тунисе Александр Золотов. Из этой страны всё активнее приходят продукты питания и текстиль, а также постепенно налаживается совместная работа в части космических исследований и туризма.

«Сегодня мы можем подтвердить, что планы Запада изолировать Россию, окружив нас санитарным кордоном, потерпели фиаско», — заявил Сергей Лавров российским дипломатам на мероприятии в МИД после возвращения из  недельного турне по Африке.

Министр уверен, что африканское направление — не новое, а наследует советскому опыту поддержки антиколониальной, народно-освободительной борьбы африканских стран. «Наша дружба помогла этим странам создать национальную экономику, государственность и вооруженные силы», — подчеркнул он и заметил, что старшее поколение ещё помнит помощь СССР.

Увы, мы также помним о том, что огромные советские инвестиции с удовольствием принимались военными хунтами африканских стран, которые моментально перекупались американцами за условную «кепку и жвачку», по дешевке, оставляя СССР вне игры. Но западные коллеги (The Quardian) утверждают, что новые усилия более прагматичны сегодня, чем в эпоху СССР.

«Россия всячески помогала народам африканского континента обрести свою свободу и суверенитет», — такие слова посла РФ в ЮАР облетели медиа-пространство и вызвали улыбку, поскольку, с точки зрения западных СМИ (Foreign Policy), лишь подчеркнули колониальный характер спецоперации на Украине (СВО).

Проблема в том, что каждый находится в своей парадигме и не собирается её менять. Одни говорят о том, что колонии — это слабые страны, который необходима помощь. Другие настаивают на том, что Африка — континент самостоятельных независимых государств. Но в результате идёт борьба за политическое влияние и доступ к природным ресурсам, которыми богат «чёрный континент».

Борьба охватывает весь мир, от США и Китая до африканских соседей. Мы живём в эпоху нового передела сфер влияния.

Основным признаком колонии, согласно всем словарям, является зависимость одного государства от другого (метрополии). Но начиная со второй половины XX века, в эпоху глобализма, все страны оказываются неразрывно связанными между собой, подчас испытывая давление со стороны не одной, а нескольких метрополий. Так, Черчилль в разговоре со Сталиным в 1944 году предлагал ему распределить сферы влияния в Восточной и Южной Европе в процентном отношении. Вроде как 40% влияния в этой стране вам, 60% — нам, и наоборот. Это получило название «соглашения о процентах».

Хитрый британский лис знал, что «отпуская» Индию англичане заложили в ней неоколониальную систему, при которой разделённый по взрывоопасному религиозному принципу регион, политически и экономически зависимый от бывшей метрополии, не денется от неё никуда. По тому же сценарию и происходили все освобождения колоний, разрекламированные как конец колониальной эпохи. Эпохи, в которой отчасти принял участие и СССР, помогавший африканцам бороться за свободу.

Заметим, на вопрос о том, является ли колонией Украина, единодушно положительно отвечают и в России, и на Западе. При этом если В. Путин называет её колонией США (Мария Захарова уточняет: колонией Запада), то американская пресса считает её колонией России как части советской империи, в рамках которой мыслит и власть, и русский народ, с той лишь разницей, что после эпохи Ельцина имперский период понимался у нас как направленный не на эксплуатацию, а на благополучие периферии.

Любопытно, что основным инвестором в Украину является Кипр, за которым, по разным оценкам, стоят либо граждане Украины, либо граждане других стран. Среди стран, откуда сюда в 2021 году шли инвестиции, лидировали европейские страны, США, Россия и Китай, который за последнюю пятилетку в пять раз увеличил вложения в украинскую экономику. СВО также, конечно, кардинально внесла свою лепту в перераспределение сфер влияния.

Вместе с тем, речи российского МИДа относительно растущего российского влияния в Африке спровоцировали серию публикаций в СМИ. Западные коллеги озлились, что их в экономическом и военном отношении вытесняют из континента, который ещё недавно всецело принадлежал им. При этом они забывают, что самым серьёзным конкурентом Западу в Африке сегодня является не столько Россия, сколько Китай.

Никто не оспорил международного разделения труда, в рамках которого довольные барышами элиты сырьевых стран настолько хорошо зарабатывают на ренте, что держат население в тугой узде и не помышляют вкладываться в научно-технический прогресс, иногда создавая его видимость в виде сборочных производств. А технологии, без которых немыслима современная жизнь, остаются в ведении Запада. И эту позицию последний строго блюдет как основную гарантию своего процветания.

Африка не может заменить собой ни США, ни Европу, как бы на это не рассчитывал профильный департамент МИД. Поэтому когда будет достигнуто решение по Украине, гарантирующее интересы России там, отношения с Западом нормализуются и всё встанет на круги своя.

А колонии так и останутся колониями, как их ни назови, и их будущее будут определять сильные мира сего… в разном процентном соотношении.

Поделиться с друзьями
Subscription