Двадцать первый музыкальный фестиваль ArsLonga вдохновит Бетховен

Бетховен

Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (1770-1827) за свою жизнь написал девять крупных оркестровых произведений — симфоний, которые остаются наиболее исполняемыми и почитаемыми в мире и России, в частности. Неслучайно один из старейших и авторитетных фестивалей классической музыки нашей страны — Arslonga маэстро Ивана Рудина сделал симфонии Бетховена вдохновением своего 21-го сезона.

Премьера Первой симфонии Бетховена состоялась в 1800 году. В этот период слух музыканта стремительно ухудшается (уши начинают подводить с 1798 года), но он сам дирижирует как этим произведением, так и встаёт за дирижерский пульт во время премьер своей Третьей и Пятой симфоний в 1804 и 1808 годах.

После 1810 года композитор почти полностью оглох (мог слышать только низкие тона и резкие громкие звуки), и в 1814 году перестал лично выступать на публике. Однако это не помешало ему создать прекрасные произведения — символ перехода от классицизма к романтизму, включая поздние симфонии.

Между 1822 и 1824 годами Людвиг ван Бетховен создаёт свою последнюю, Девятую симфонию. Она является одним из первых произведений, написанных в жанре хоровой симфонии, и становится самой популярной в творчестве композитора. Симфония включает в себя «Оду к радости», написанную на слова великого немецкого поэта-романтика Фридриха Шиллера.

Первая симфония Бетховена родилась в период расцвета любви композитора к своей ученице Джозефине, дочери венгерской графини Анны Брунсвик, в мае 1799 года пригласившей его преподавать музыку своим дочерям. Но уже в конце 1801 года через семью Брунсвик Бетховен знакомится с Джули Гвиччарди, своей великой любовью, вдохновившей знаменитую «Лунную сонату».

Для премьеры Первой симфонии композитор нанял Бургтеатр, но исполнял своё произведение наряду с популярными Гайдном и Моцартом. Несмотря на неоднозначную критику, к концу 1800 года композитор стал пользоваться большой популярностью у издателей и меценатов.

Весной 1802 года он завершает Вторую симфонию, премьера которой состоялась на концерте по подписке в апреле 1803 года в театре Ан-дер-Вин, куда Бетховен был назначен композитором по месту жительства. Здесь же была снова исполнена Первая симфония. Отзывы на концерт были неоднозначными, но в финансовом смысле концерт окупился — билеты на него стоили в три раза больше, чем билеты на обычный концерт. В репутационном смысле премьеры Первой и Второй симфоний принесли композитору славу важнейшего молодого автора, наследующего пьедестал Моцарта и Гайдна.

Третья симфония Бетховена знаменует собой «героический период» творчества, она стала рефлексией на революционную Францию и осмыслением личности Наполеона Бонапарта. Её принятое название — «Героическая«, однако, до сих пор вызывает научные споры. Не меньшие споры у современников вызывала и её длина, чрезмерная, по мнению ряда критиков. Однако качество произведения ещё при жизни композитора зачислило Третью симфонию в разряд мировых шедевров.

Героический дух пронзает последующие симфонии, с Четвёртой по Восьмую. Это верх романтизма в музыке, и современники начинают пересматривать своё отношение к композитору. Всё чаще раздаются голоса о том, что Бетховен не только наследник Моцарта и Гайдна, но тот, кто опередил своих предшественников (об этом писал, в частности, писатель и композитор Э.Т.А. Хоффман).

Пятая симфония Людвига ван Бетховенаа, как писал Хоффман, «приводит в ужас, вызывает боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сущностью романтизма».

Пятая и Первая симфония будут исполнены на концерте-открытии 21-го фестиваля Ars Longa 7 октября в Большом зале московской консерватории. Концерт положит начало проекту исполнения всех симфоний и концертов Бетховена, в котором примут участие Александр Рудин, Димитрис Ботинис, Антон Шабуров, Владимир Альтшулер, Виктор Жакоб (Франция), Азим Каримов, Иван Рудин и другие выдающиеся музыканты наших дней.

А завершится ArsLonga в зале «Зарядье» 14 ноября, где будут исполнены произведения величайшего русского композитора-романтика Петра Чайковского, который многому научился у немецкого коллеги и писал о том, что боится его «как боятся большой и страшной собаки«… Чайковский преклонялся перед величием произведений Бетховена, хотя и относился к его творчеству неоднозначно.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку