Две философские оперы Рахманинова украсили Крещенский фестиваль

Сергей Рахманинов отдавал предпочтение симфоническому жанру перед оперным — по сути зрелищным и развлекательным. Его также отпугивала условность жанра и трудность поиска в либретто созвучного душе глубокого смысла для музыкальной разработки. Поэтому количество законченных опер русского гения ничтожно мало: «Алеко», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Однако эти произведения возвышают оперное искусство на философскую и богословскую высоту.

Крещенский фестиваль — ежегодное музыкальное приношение Новой Оперы московским меломанам, продемонстрировал это в полной мере. В программе одного из ключевых событий музыкальной Москвы 2023 года «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» прозвучали во всю свою мощь. Концертное исполнение позволило слушателям сосредоточиться на главном — на музыкальном материале, а замечательные вокалисты придали своим образам необходимый для Рахманиновских опер заостренный драматизм.

Сочетание этих двух небольших по длительности одноактных произведений — не изобретение Новой Оперы. Их объединил в одной программе сам Сергей Рахманинов, возглавлявший в 1906 году Большой театр и дирижировавший премьерой там.

И «Скупой рыцарь» , и «Франческая да Римини» представляют собой исследование человеческого греха. В основе обеих опер — великие тексты, первый — Александра Пушкина, второй — Данте Алигьери (в переложении брата П. Чайковского Модеста).

Соблазн богатства как основа греха, который губит души и доводит «проклятого жида, почтенного Соломона» до науськивания клиента на убийство отца, а Барона с сыном Альбером приводит к лютой ненависти друг к другу и печальному концу,

Посвященный осмыслению сребролюбия и природы скупости музыкальный материал «Скупого рыцаря» требовал драматического гения Шаляпина, и как ценно видеть, что Владимир Байков, в выступлении которого чувствовалось навеянное великим русским басом-баритоном прочтение образа, блестяще справился с ним. А Нурлан Бекмухамбетов, певший Ростовщика, сумел своим вокалом передать всю сладость искушения грехом.

Задача Рахманинова при создании «Франчески да Римини» была не менее масштабной — он взял сюжет о гибели в аду неверной жены, который был разработан в симфонической поэме Петра Чайковского. Если Чайковский показывает миг запретного счастья — лирический эпизод чтения книги, то Рахманинов ведёт повествование спокойнее, постепенно нагнетая трагический конец. Сам композитор признавался, что оставляет за любовным дуэтом «недосказанность»; он исследует боль обманутого мужа, убившего любимую и брата, и вслед за Данте печалится о гибели падшей, но прекрасной женщины.

Если Чайковский ведёт героев к грозной неумолимой судьбе, то Рахманинов на всём протяжении повествования с грустью взирает на чувства своих героев. «Описательная музыка с жуткими проходящими хроматическими гармониями», по выражению Асафьева, стала предвестником появления его «Острова мёртвых», симфонической поэме, также исследующей неотвратимость смерти на фоне жажды жизни.

В обеих операх С.В. Рахманинова чрезвычайно важен оркестр, и Новая Опера, приурочившая исполнение шедевров к 150-летию композитора, в очередной раз показала мастерство своих музыкантов, оркестрантов и хора. Исполнением «Скупого рыцаря» дирижировал Евгений Самойлов, «Франчески да Римини» — Антон Торбеев.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку